• Рус Русский
  • Eng English (UK)

Ежеквартальный журнал, учрежденный ОмГУПСом. Св-ва СМИ: ПИ № ФС77-36469 от 03 июня 2009 г., ПИ № ФС77-49218 от 30 марта 2012 г., ПИ № ФС77-66605 от 21 июля 2016 г., ПИ № ФС77-71514 от 01 ноября 2017 г. и ПИ № ФС77-75780 от 23 мая 2019 г. ISSN: 2220-4245. Индекс «Роспечать»: 66087.
Журнал включен в РИНЦ и входит в перечень ВАК.

Известия Транссиба №1(13), 2013

Представлены результаты экспериментальных исследований, направленных на повышение ресурса обода колес подвижного состава. Используется способ электрошлаковой наплавки для восстановления поверхности катания и гребня цельнокатаных вагонных колес, а также бандажей локомотивов. Результаты экспериментальных исследований подтверж- дают перспективность предлагаемого способа восстановления обода железнодорожного колеса.
Кузьмичев
Евгений Николаевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Тепловозы и тепловые двигатели», ДВГУПС.
Новачук
Ярослав Антонович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Тепловозы и тепловые двигатели», ДВГУПС.
Дроздов
Евгений Александрович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Вагоны», ДВГУПС.
2-7
Подвижной состав железных дорог

Одной из многих тем, над которыми работал В. В. Лукин в последние годы своей жизни, являлось совершенствование литых деталей тележек грузовых вагонов с помощью метода конечных элементов. В статье показана возможность применения метода конечных элементов для анализа напряженно-деформированного состояния двух наиболее ответственных деталей трехэлементной тележки грузового вагона с целью дальнейшего совершенствования их конст-рукции.
Лукин
Виктор Васильевич
Действительный член Российской академии транспорта (РАТ), доктор технических наук, профессор, ОмГУПС.
Бельский
Александр Олегович
Аспирант кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», ОмГУПС.
7-12
Подвижной состав железных дорог

В статье приведены результаты исследования взаимодействия устройств токосъема монорельсового транспорта. Проанализированы негативные последствия токосъема: акустический шум, радиопомехи и световое излучение при искрении, износ контактных элементов.
Маслов
Геннадий Петрович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», ОмГУПС.
Саля
Илья Леонидович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Информатика, прикладная математика и механика», ОмГУПС.
Маркелова
Ксения Сергеевна
Преподаватель кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», ОмГУПС.
12-17
Подвижной состав железных дорог

В статье приведены математические модели течения жидкости в УФ-стерилизаторе с концентрично установленными патрубками модернизированной системы водоснабжения пассажирского вагона, позволяющие определить поле скоростей вращательной составляющей скорости и оценить степень ее затухания в зависимости от геометрии камеры обеззараживания, входного давления в системе водоснабжения и свойств жидкости. Найдены точные решения уравнений Навье – Стокса для вращающейся жидкости между неподвижными цилиндрами бесконечной длины и ограниченными фиктивными детерминированно вращающимися крышками при условии пуазейлевого осесимметричного течения. Решение в явном виде содержит произведение цилиндрических функций Бесселя и гиперболических функций.
Матяш
Юрий Иванович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Вагоны, вагонное хозяйство», ОмГУПС.
Гателюк
Олег Владимирович
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Высшая математика», ОмГУПС.
Томилова
Ольга Сергеевна
Аспирант кафедры «Вагоны, вагонное хозяйство», ОмГУПС.
Томилов
Валерий Викторович
Кандидат технических наук, преподаватель кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», ОмГУПС.
18-27
Подвижной состав железных дорог

В статье приводятся результаты исследований по созданию адсорбентов на основе модификации природных цеолитов Холинского месторождения Восточного Забайкалья, эффективных по отношению к извлечению нефтепродуктов из растворов; изучения закономерностей и механизмов протекающих процессов и установления количественных характеристик адсорбции в целях практического применения для очистки сточных вод в локомотивных депо.
Руш
Елена Анатольевна
Доктор технических наук, профессор, заведующая кафедрой «Безопасность жизнедеятельности и экология», ИрГУПС.
Обуздина
Марина Владимировна
Кандидат технических наук, ассистент кафедры «Безопасность жизнедеятельности и экология», ИрГУПС
27-34
Подвижной состав железных дорог

Статья посвящена одной из актуальных проблем – определению рационального соотношения твердости колеса и рельса. Разработана математическая модель процесса изнашивания пары трения «колесо – рельс». Представлены результаты исследований на интенсивность изнашивания колеса и рельса.
Ражковский
Александр Алексеевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Технология транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава».
Бунькова
Тамара Геннадьевна
Аспирант кафедры «Технология транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава».
34-42
Подвижной состав железных дорог

Статья посвящена разработке программного обеспечения для анализа и преобразования данных, полученных при исследовании поверхности коллектора тяговых электродвигателей с помощью прибора контроля профиля коллектора ПКП-4М. Применение данного компьютерного приложения в процессе обработки экспериментальных данных позволит повысить достоверность контроля профиля коллектора, а также рассчитать основные диагностические параметры, характеризующие влияние профиля на процесс коммутации.
Харламов
Виктор Васильевич
Доктор технических наук, профессор кафедры «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.
Шкодун
Павел Константинович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.
Ахунов
Данил Асгатович
Аспирант кафедры «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.
Хлопцов
Андрей Сергеевич
Аспирант кафедры «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.
42-48
Подвижной состав железных дорог

Несмотря на существенный прогресс в развитии систем учета наблюдаются практически повсеместный рост отчетных потерь электроэнергии и снижение ее качества. Наряду с внедрением современного энергоэффективного электрооборудования проблему повышения эффективности использования электрической энергии в стационарной энергетике можно решить за счет внедрения активно-адаптивных технологий управления работой компенсирующих устройств, управляемых средств регулирования напряжений, коммутационного и силового оборудования и их диагностирования на основе цифровых технологий, в том числе для автоматического поддержания минимума потерь в сетях при изменении нагрузок. Предлагается система управления объектами электроснабжения нетяговых потребителей на базе адаптивных технологий и аппаратно-программного комплекса оптимизации параметров режима в реальном времени.
Авилов
Валерий Дмитриевич
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.
Третьяков
Евгений Александрович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.
Краузе
Андрей Викторович
Аспирант кафедры «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.
48-54
Транспортная энергетика

Предложен новый метод параметрической идентификации трехобмоточных трансформаторов тяговых подстанций, отличающийся от известных использованием фазных координат и построением модели трансформатора в виде решетчатой схемы замещения, элементы которой соединены по схеме полного графа.
Закарюкин
Василий Пантелеймонович
Доктор технических наук, доцент, ИрГУПС.
Крюков
Андрей Васильевич
Член-корреспондент АН ВШ РФ, доктор технических наук, профессор, ИрГУПС.
Шульгин
Максим Сергеевич
Аспирант, ИрГУПС.
54-63
Транспортная энергетика

Приведены результаты измерения составляющих электромагнитных помех на тяговых подстанциях постоянного и переменного тока.
Сырецкая
Анастасия Олеговна
Аспирант кафедры «Системы передачи информации», ОмГУПС.
Слептерева
Надежда Константиновна
Аспирант кафедры «Системы передачи информации», ОмГУПС.
Зуб
Константин Сергеевич
Аспирант кафедры «Системы передачи информации», ОмГУПС.
63-69
Транспортная энергетика

В статье рассматривается применение в вибрационных стендах технической диагностики механических изделий подвижного состава железнодорожного транспорта систем управления механическими колебаниями на основе более эффективных модернизированных нелинейных алгоритмов обратной диАвторамики.
Когут
Алексей Тарасович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Автоматика и системы управления», ОмГУПС.
70-75
Информационные технологии, автоматика, связь, телекоммуникации

Описан метод определения прямой и обратной последовательностей основной гармоники напряжений и токов в трехфазных сетях систем электроснабжения, основанный на преобразовании Кларка и адаптивной фильтрации.
Чижма
Сергей Николаевич
Кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Автоматика и системы управления», ОмГУПС.
Лаврухин
Андрей Александрович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Автоматика и системы управления», ОмГУПС.
76-82
Информационные технологии, автоматика, связь, телекоммуникации

В статье рассматривается пример реализации методики оценки условий и резерва поперечной устойчивости в кривых участках бесстыкового пути при отступлениях от норм содержания в плане. Приводятся результаты исследований данной методики, описывается ее положительный эффект.
Атапин
Виталий Владимирович
Аспирант, преподаватель кафедры «Путь и строительство железных дорог», СамГУПС.
83-88
Путь и искусственные сооружения

Рассмотрена возможность развития усталостных трещин в поле внешних сжимающих напряжений. Построена конечноэлементная модель, имеющая узкий трещиноподобный дефект с вершиАвторами, очерченными по окружности, которая нагружалась пульсирующей сжимающей нагрузкой. Анализировалось напряженно-деформированное состояние в вершине этого дефекта по истечению каждого полуцикла нагружения. Показано, что такая нагрузка вызывает в исследуемой области симметричный цикл нагружения с существенными сжимающими и растягивающими напряжениями. В процессе роста количества циклов нагружения абсолютная величина этих напряжений увеличивается. Полученные результаты позволяют построить возможные схемы развития контактно-усталостных и усталостных повреждений в рельсах.
Кутовой
Виктор Петрович
Доктор физико-математических наук, старший научный сотрудник, заведующий кафедрой «Строительная механика», СГУПС.
Шабанов
Александр Петрович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительная механика», СГУПС.
Шакиртов
Максим Маратович
Аспирант кафедры «Строительная механика», СГУПС.
88-94
Путь и искусственные сооружения

Исследованы уровни вибрации в земляном полотне при движении поездов. Произведен анализ записанных акселерограмм и установлены ускорения колебаний по поперечному сечению насыпи. Произведены расчеты устойчивости насыпей с учетом воздействия поездной нагрузки.
Смолин
Юрий Петрович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Геология, основания и фундаменты», СГУПС.
94-100
Путь и искусственные сооружения

Проведены исследования зарождения и развития усталостной трещины в рельсах с термомеханическим повреждением. На основе циклических испытаний натурных рельсовых проб и численного моделирования напряженно-деформированного состояния рельса с трещиной были определены характеристики трещиностойкости и параметры кинетики развития усталостных трещин в рельсовой стали.
Тихомиров
Виктор Михайлович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Строительная механика», СГУПС.
101-106
Путь и искусственные сооружения

В работе рассматривается методика оценки остаточного ресурса рельса, имеющего усталостную трещину в подошве. Получены зависимости коэффициента интенсивности напряжений от размера трещины при действии изгибных, температурных и остаточных напряжений. Проведен анализ трещиностойкости повреж-денного рельса Р65 от действия перечисленных усилий. При заданных условиях нагружения рассчитан остаточный ресурс поврежденного рельса. Оценено влияние на скорость роста усталостной трещины усиления опасного сечения накладками.
Тихомиров
Виктор Михайлович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Строительная механика», СГУПС.
Суровин
Павел Геннадьевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительная механика», СГУПС.
106-110
Путь и искусственные сооружения

В статье представлен алгоритм проведения вычислительных экспериментов по определению сдвига груза и натяжений в элементах креплений, позволяющий повысить безопасность функционирования железнодорожной транспортной системы.
Гозбенко
Валерий Ерофеевич
Доктор технических наук, профессор кафедры «Математика», ИрГУПС.
Оленцевич
Виктория Александровна
Старший преподаватель кафедры «Экономика и управление на транспорте», ИрГУПС.
110-116
Управление перевозочными процессами и безопасность движения поездов

Представлены основные положения методологических основ управления состоянием систем технической эксплуатации, общий подход к созданию методик управления состоянием систем технической эксплуатации и методика назначения пробега вагонов между деповскими ремонтами на их основе. Даны практические рекомендации по эксплуатации грузовых вагонов.
Кашковский
Виктор Владимирович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Информационные системы», ИрГУПС.
117-125
Управление перевозочными процессами и безопасность движения поездов

Обосновано применение вероятностного анализа безубыточности на основе метода Монте-Карло для исследования грузовых перевозок как сложной стохастической системы. Анализ проведен по данным Улан-Баторской железной дороги.
Краковский
Юрий Мечеславович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Информационные системы», ИрГУПС.
Домбровский
Игорь Андреевич
Соискатель, ИрГУПС.
125-130
Управление перевозочными процессами и безопасность движения поездов

В статье рассмотрены результаты проектирования системы безопасности при перевозке опасных отходов железнодорожным транспортом. Приведены основные элементы системы безопасности. Разработаны рекомендации по формированию программы безопасности транспортирования опасных отходов.
Медведев
Владимир Ильич
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Безопасность жизнедеятельности», СГУПС.
130-139
Управление перевозочными процессами и безопасность движения поездов