• Рус Русский
  • Eng English (UK)

Ежеквартальный журнал, учрежденный ОмГУПСом. Св-ва СМИ: ПИ № ФС77-36469 от 03 июня 2009 г., ПИ № ФС77-49218 от 30 марта 2012 г., ПИ № ФС77-66605 от 21 июля 2016 г., ПИ № ФС77-71514 от 01 ноября 2017 г. и ПИ № ФС77-75780 от 23 мая 2019 г. ISSN: 2220-4245. Индекс «Роспечать»: 66087.
Журнал включен в РИНЦ и входит в перечень ВАК.

Известия Транссиба №3(15), 2013

Приведены сведения о политике ОАО «РЖД» в области энергосбережения и энергоэффективности. Проведена оценка энергетической эффективности применения метода взаимной нагрузки при испытании асинхронных машин на примере тяговых двигателей НТА-1200.
Авилов
Валерий Дмитриевич
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.
Попов
Денис Игоревич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.
Литвинов
Артем Валерьевич
Аспирант кафедры «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.
2-7
Подвижной состав железных дорог

В настоящей работе рассматривается физическая природа возникновения возмущающих сил в тяговых зубчатых передачах в процессе пересопряжения зубьев и определение амплитудно-частотного состава спектра. Экспериментально определены дефекты, возникающие в элементах тяговой зубчатой передаче локомотивов.
Гиоев
Заурбек Георгиевич
Доктор технических наук, профессор кафедры «Электрические машины и аппараты», РГУПС.
Бондаренко
Владимир Михайлович
Инженер.
Белухин
Алексей Кузьмич
Зав. акустической лабораторией РЦПКБ.
Зубарев
Александр Васильевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Информатика», зам. руководителя филиала РГУПСа.
7-17
Подвижной состав железных дорог

В статье представлен расчет контактного нажатия с учетом изменения аэродинамической подъемной силы в зависимости от климатических условий (в одно- и двухфазном потоке), а также при изменении рабочей высоты токоприемника. Выполнено сравнение полученных результатов с экспериментальными данными.
Капралова
Марина Анатольевна
Аспирантка ОмГУПСа.
Мальцева
Алла Викторовна
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», ОмГУПС.
17-24
Подвижной состав железных дорог

В статье представлены результаты математического моделирования определения характера и закона изменения сил и напряжений, возникающих в области контакта взаимодействующих тел на примере динамического контакта при соударении упругого шара о неподвижную, абсолютно жесткую плиту при его плоском движении. Полученные результаты могут быть использованы при расчете контактных сил и напряжений материала в металлоконструкциях при ударных воздействиях.
Шантаренко
Сергей Георгиевич
Доктор технических наук, доцент, проректор по научной работе, заведующий кафедрой «Технология транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава», ОмГУПС.
Кузнецов
Виктор Федорович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Высшая математика», ОмГУПС.
Пономарев
Евгений Владимирович
Кандидат технических наук, исполняющий обязанности начальника научно-исследовательской части, ОмГУПС.
Евсеев
Игорь Леонидович
Аспирант кафедры «Технология транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава», ОмГУПС.
24-29
Подвижной состав железных дорог

В статье рассматриваются вопросы моделирования динамических процессов системы «асинхронный двигатель - центробежный насос» насосных установок. Разработанная математическая модель базируется на совместном рассмотрении механических, гидравлических и электрических подсистем, из которых состоит рассматриваемый комплекс в целом.
Лысенко
Олег Александрович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электрическая техника», ОмГТУ.
Дегтярев
Александр Владимирович
Аспирант кафедры «Электрическая техника», ОмГТУ.
Хамитов
Рустам Нуриманович
Доктор технических наук, доцент кафедры «Электрическая техника», ОмГТУ.
30-35
Подвижной состав железных дорог

Выполнен анализ эффективности эксплуатации парка грузовых вагонов, обращающихся на российских железных дорогах, показаны недостатки базовой тележки модели 18-100, а также ее модификаций и иностранных аналогов. Предложен способ повышения эффективности динамических свойств грузового вагона с тележкой, имеющей новую конструкцию рессорного подвешивания, основанную на принципе компенсации внешних возмущений, и представлены ее преимущества.
Нехаев
Виктор Алексеевич
Доктор технических наук, профессор кафедры «Теоретическая механика», ОмГУПС.
Николаев
Виктор Александрович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Теоретическая механика», ОмГУПС.
Челтыгмашев
Евгений Павлович
Аспирант кафедры «Теоретическая механика», ОмГУПС.
35-42
Подвижной состав железных дорог

В статье авторы предлагают рассмотреть особенности составления математических моделей подвижного состава и его динамического поведения при движении по неравноупругому железнодорожному пути в продольном направлении. Приводится качественный и эмпирический анализ продольной неравноупругости железнодорожного пути. В заключение дается вывод, на основе которого предлагается дальнейшее рассмотрение математических аспектов решения приведенных систем дифференциальных уравнений движения подвижного состава по неравноупругому пути.
Нехаев
Виктор Алексеевич
Доктор технических наук, профессор кафедры «Теоретическая механика», ОмГУПС.
Сабиров
Руслан Дльмирович
Аспирант кафедры «Теоретическая механика», ОмГУПС.
42-54
Подвижной состав железных дорог

Приводятся результаты исследования закономерностей изнашивания деталей цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма дизеля типа Д49. Полученные результаты необходимы для разработки безразборного способа диагностирования тепловозного дизеля по результатам спектрального анализа моторного масла.
Овчаренко
Сергей Михайлович
Доктор технических наук, ректор университета, заведующий кафедрой «Локомотивы», ОмГУПС.
Минаков
Виталий Анатольевич
Аспирант кафедры «Локомотивы», ОмГУПС.
55-61
Подвижной состав железных дорог

В статье предложен метод контроля расхода топлива на маневровые и хозяйственные работы с использованием бортовых систем. Получены первые результаты по оценке эффективности использования данного метода в ходе эксперимента на станции Омск - Пассажирский.
Петухов
Юрий Александрович
Сковородников
Евгений Иванович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Локомотивы», ОмГУПС.
Тиссен
Дмитрий Эдуардович
Первый заместитель генерального директора ОАО «НИИТКД».
61-66
Подвижной состав железных дорог

В статье рассмотрена конструкция универсального измерительного токоприемника, предназначенного для получения при проведении испытательных поездок наборов точных и адекватных данных о качестве токосъема за счет возможности моделирования параметров и характеристик перспективных отечественных и зарубежных токоприемников, устанавливаемых на современном электроподвижном составе.
Сидоров
Олег Алексеевич
Смердин
Александр Николаевич
Емельянов
Михаил Викторович
66-73
Подвижной состав железных дорог

Обсуждается метод определения динамических реакций в механических колебательных системах с твердым телом c двумя степенями свободы. В основу подхода положены представления о возможности построения структурной схемы эквивалентной в динамическом отношении системы автоматического управления. Показано, что путем преобразований структурной схемы может быть выделена цепь обратной связи относительно рассматриваемого объекта, которая и представляет собой динамическую реакцию. Проведен сравнительный анализ на основе нескольких подходов в получении результатов. Показаны особенности метода при определении динамических реакций в точках твердого тела, контактирующих с упругими элементами системы.
Хоменко
Андрей Павлович
Доктор технических наук, профессор, ректор ИрГУПСа.
Елисеев
Сергей Викторович
Доктор технических наук, профессор, директор научно-образовательного центра «Сов-ременные технологии, системный анализ и моделирование», ИрГУПС.
74-85
Подвижной состав железных дорог

Рассмотрены коррозионные процессы при различных конструктивных изменениях заземляющей системы тяговой подстанции: строительство новых кабельных линий, расширение территории подстанции и т.д. Проведен расчет коррозионных процессов заземляющей системы, состоящей из трех электродов: сталь в бетоне, металлическая сетка в грунте, стальной вертикальный электрод в грунте. Представлены результаты расчетов, выполнен анализ коррозионных процессов при различных условиях.
Дёмин
Юрий Васильевич
Доктор технических наук, профессор кафедры «Электрооборудование и автоматика», НГАВТ.
Иванов
Геннадий Викторович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электротехника и электрооборудование», Тобольский филиал НГАВТ.
85-89
Транспортная энергетика

Представлен математический метод расчета токов коррозии двух моделей заземляющих устройств - эквипотенциальной и неэквипотенциальной. Рассмотрена грунтовая и электрическая коррозия обеих моделей. Математический метод расчета величин коррозионных токов и потенциалов позволит оценить коррозионное состояние элементов заземляющей системы тяговой подстанции.
Дёмин
Юрий Васильевич
Доктор технических наук, профессор кафедры «Электрооборудование и автоматика», НГАВТ.
Скотников
Дмитрий Сергеевич
Аспирант кафедры «Электрооборудование и автоматика», НГАВТ.
Иванов
Геннадий Викторович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электротехника и электрооборудование», Тобольский филиал НГАВТ.
89-96
Транспортная энергетика

В работе предложен алгоритм для прогнозирования расхода электрической энергии нетяговыми железнодорожными потребителями на основе искусственных нейронных сетей. Предложен усовершенствованный метод выбора наиболее подходящей структуры нейронной сети на основе применения коэффициента, характеризующего однородность выборок смоделированных и фактических значений расхода электрической энергии.
Коломоец
Ольга Анатольевна
Аспирантка кафедры «Теоретическая электротехника», ОмГУПС.
Комяков
Александр Анатольевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Теоретическая электротехника».
Пономарев
Антон Витальевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Теоретическая электротехника», ОмГУПС.
96-103
Транспортная энергетика

В статье рассматриваются вопросы контроля состояния проводов линии электроснабжения устройств железнодорожной автоматики. Предложен и обоснован алгоритм определения места повреждения проводов с использованием математического аппарата дискретного преобразования Фурье.
Соколов
Максим Михайлович
Кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры «Автоматика и телемеханика», ОмГУПС.
103-108
Транспортная энергетика

В работе проведен анализ текущего состояния учета электроэнергии на электроподвижном составе постоянного тока, изложена концепция создания единой автоматизированной системы учета электроэнергии на электроподвижном составе постоянного тока, сформулированы основные технические требования, предъявляемые к современным измерительным системам на электроподвижном составе.
Черемисин
Василий Титович
Доктор технических наук, профессор, директор научно-исследовательского института энергосбережения на железнодорожном транспорте ОмГУПСа, заведующий кафедрой «Подвижной состав электрических железных дорог».
Ушаков
Сергей Юрьевич
Кандидат технических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской части ОмГУПСа.
Каштанов
Алексей Леонидович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Теоретическая электротехника», старший научный сотрудник научно-исследовательской части ОмГУПСа.
108-114
Транспортная энергетика

Рассматриваются методика оценки достоверности функционирования и вероятность условной безотказной работы сетевого элемента телекоммуникационной сети с учетом коэффициента доступности.
Бычков
Евгений Дмитриевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Системы передачи информации», ОмГУПС.
Батраков
Сергей Александрович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Системы передачи информации», ОмГУПС.
114-120
Информационные технологии, автоматика, связь, телекоммуникации

Использование объемных армирующих конструкций является эффективным методом для укрепления откосов и основной площадки земляного полотна, что подтверждается комплексом экспериментальных исследований. Выполнено численное и натурное моделирование процессов, связанных с упрочнением земляного полотна геокомпозитной структурой. Натурное моделирование насыпи выполнено методом эквивалентных материалов с использованием реальных грунтовых условий и нагрузок, идентичных по величине натуральным. Сравнение результатов численного и натурного моделирования показало высокую сходимость, что позволяет использовать полученные результаты при составлении методики проектирования.
Овчинников
Станислав Александрович
Ведущий инженер СГУПСа.
120-125
Путь и искусственные сооружения

Одним из наиболее распространенных видов временной крепи при строительстве тоннелей является податливая набрызгбетонная крепь. В настоящее время учет набрызгбетонной крепи в расчете конструкции постоянной обделки затруднителен в связи с отсутствием универсальной методики проектирования, что влечет за собой увеличение материалоемкости конструкций и трудоемкости производимых работ. Данные о степени и характере влияния основных механических характеристик скальных грунтов и геометрических размеров сооружения на значение коэффициента учета податливой временной набрызгбетонной крепи, полученные в результате проведенных исследований, послужили основой для дальнейшей разработки универсальной методики проектирования.
Цибариус
Юрий Александрович
Аспирант кафедры «Геология, основания и фундаменты», СГУПС.
125-133
Путь и искусственные сооружения

Выполнен анализ отказов боковых рам тележек грузовых вагонов на сети ОАО «Российские железные дороги» за период с 2006 по 2013 г. Выявлены недостатки известной конструкции тележки грузового вагона модели 18-100. Выполнено математическое моделирование движения колесной пары тележки 18-100, установлено негативное влияние разброса значений конструктивных параметров ходовой части вагона на показатели его динамических качеств и на безопасность движения.
Галиев
Ильхам Исламович
Президент ОмГУПСа, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Теоретическая механика», ОмГУПС.
Николаев
Виктор Александрович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Теоретическая механика», ОмГУПС.
Сергеев
Борис Борисович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», ОмГУПС.
Самохвалов
Евгений Александрович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Теоретическая механика», ОмГУПС.
Лукс
Дмитрий Юрьевич
Аспирант кафедры «Теоретическая механика», ОмГУПС.
133-141
Управление перевозочными процессами и безопасность движения поездов