• Рус Русский
  • Eng English (UK)

Ежеквартальный журнал, учрежденный ОмГУПСом. Св-ва СМИ: ПИ № ФС77-36469 от 03 июня 2009 г., ПИ № ФС77-49218 от 30 марта 2012 г., ПИ № ФС77-66605 от 21 июля 2016 г., ПИ № ФС77-71514 от 01 ноября 2017 г. и ПИ № ФС77-75780 от 23 мая 2019 г. ISSN: 2220-4245. Индекс «Роспечать»: 66087.
Журнал включен в РИНЦ и входит в перечень ВАК.

Известия Транссиба №4(24), 2015

Представлены результаты исследований по оценке эффективности использования локомотивов дизельной (тепловозы 3ТЭ10М, UzTE16M3) и электрической (электровозы 3ВЛ80С) тяги на равнинном участке железной дороги методом осреднения расчетных величин. Приведены усредненные значения основных показателей перевозочной работы исследуемых локомотивов 3ТЭ10М, UzTE16M3 и 3ВЛ80Св виде табличных данных и графических зависимостей, представляющие собой среднеарифметические величины с учетом движения грузовых поездов без остановок и с остановками на промежуточных станциях, разъездах и раздельных пунктах, которые были получены в результате выполненных тяговых расчетов для различных условий организации грузового движения. Обозначены уравнения регрессии для организации вычисления значений упомянутых показателей в принятом диапазоне изменения масс составов.
Аблялимов
Олег Сергеевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство», ТашИИТ
2-11
Подвижной состав железных дорог

В статье рассмотрены режимы охлаждения и нагрева отдельных узлов и агрегатов тепловозного дизеля в условиях низкой температуры окружающего воздуха. Значительное внимание уделено описанию характерных особенностей интенсивности охлаждения водяной системы тепловозного дизельного двигателя. Представлены результаты исследования влияния температуры наружного воздуха, эксплуатационных режимов нагрузки и холостого хода на работу системы охлаждения тепловоза. Приведены параметры охлаждающей воды и моторного масла, характеризующие тепловые режимы работы дизеля. Рассмотрены и проанализированы различные способы прогрева систем тепловозного дизеля с использованием бортовых и стационарных устройств. Цель статьи - предложить способы повышение эффективности использования дизельного топлива при прогреве тепловоза за счет снижения времени работы дизеля на холостом ходу.
Белоглазов
Анатолий Кузьмич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Локомотивы», ОмГУПС
Носков
Виталий Олегович
Аспирант кафедры «Локомотивы», ОмГУПС
Чулков
Алексей Владимирович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Локомотивы», ОмГУПС
11-17
Подвижной состав железных дорог

В статье рассмотрены новые разработки в области надежности работы скоростных токоприемников. Приведено описание принципа работы предохранительных устройств токоприемника нового поколения, рассмотрена методика и приведены результаты расчета характеристик и параметров предохранительных устройств. Представлена методика испытаний предохранительных устройств токоприемника на ударно-колебательном комплексе для исследования взаимодействия токоприемника с контактной сетью.
Заренков
Семен Валерьевич
Кандидат технических наук, директор ООО «Техносканер»
Чертков
Иван Евгеньевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», ОмГУПС
17-27
Подвижной состав железных дорог

В данной статье проанализированы условия работы асинхронных вспомогательных машин (АВМ) электровозов переменного тока, в основном эксплуатируемых на сети Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД). Представлены экспериментальные данные по зависимости фазных токов двигателя АНЭ225 электровоза ВЛ85 от величины напряжения питания, продолжительность пуска МК с асинхронным двигателем в зависимости от напряжения контактной сети, изменение момента сопротивления компрессора в зависимости от температуры воздуха. Рассмотрены особенности работы АВМ, в частности их поочередный запуск от обмотки собственных нужд тягового трансформатора. Проведена систематизация условий эксплуатации, воздействующих на изоляцию АВМ с целью оптимизации параметров слежения за темпом их износа, в результате которой выделено два основных фактора старения изоляции - перегревы и вибрация - и один фактор, повышающий вероятность отказа независимо от степени старения изоляции - ее увлажненность.
Иванов
Павел Юрьевич
Ассистент кафедры «Электроподвижной состав», ИрГУПС
Дульский
Евгений Юрьевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроподвижной состав», ИрГУПС
Романовский
Александр Игоревич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроподвижной состав», ИрГУПС
27-33
Подвижной состав железных дорог

В статье приведены результаты экспериментальных исследований диагностических признаков узлов колесно-моторных блоков (КМБ) от частоты вращения колесной пары. Определены параметры распределения диагностических признаков и предложен способ, обеспечивающий повышение достоверности диагностирования КМБ электропоездов
Костюков
Владимир Николаевич
Доктор технических наук, профессор, председатель совета директоров, научный руководитель, главный конструктор, НПЦ «Динамика»
Казарин
Денис Викторович
Кандидат технических наук, заместитель начальника департамента поддержки и прод- вижения систем, НПЦ «Динамика».
Костюков
Алексей Владимирович
Кандидат технических наук, первый заместитель генерального директора - технический директор, НПЦ «Динамика».
Зайцев
Андрей Валерьевич
Научный сотрудник, НПЦ «Динамика»
33-39
Подвижной состав железных дорог

Работа посвящена исследованию связи изменения параметров спектрального излучения рельсовой стали, полученных методом атомно-эмиссионной спектроскопии (АЭС) в среде аргона на эмиссионном спектрометре «Аргон-5СФ», с ее физико-механическими свойствами. Выполнен количественный анализ и построена многомерная градуировка с описанием спектральных линий, коррелирующих с изменением твердости стали. Полученные результаты могут быть использованы для расширения возможностей приборов атомно-эмиссионного спектрального анализа.
Кузнецов
Андрей Альбертович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Теоретическая электротехника», ОмГУПС
Рауба
Александр Александрович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Технология транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава», ОмГУПС
Дюндин
Вадим Владимирович
Аспирант кафедры «Технология транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава», ОмГУПС
39-44
Подвижной состав железных дорог

В статье изложена методика исследования «жесткой» математической модели, описывающей взаимодействие колеса локомотива и рельса с учетом гипотезы Ф. Картера. На основе применения теоремы Н. А. Тихонова выведено дифференциальное уравнение для определения скорости проскальзывания колесной пары по рельсам. Получена зависимость определения времени установления процесса кинематического проскальзывания колесной пары по рельсам от скоростей центра колеса и локомотива, от инерционных характеристик поезда и колесной пары, а также от коэффициента крипа, момента вращения, приложенного к колесной паре, и от состояния поверхностей рельсов
Нехаев
Виктор Алексеевич
Доктор технических наук, профессор кафедры «Теоретическая механика», ОмГУПС
Николаев
Виктор Александрович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Теоретическая механика», ОмГУПС
45-56
Подвижной состав железных дорог

В статье приведено обоснование использования размерной координации рабочих поверхностей корпусов буксовых узлов экипажной части грузовых вагонов в системе тележки модели 18-100 с целью определения конструктивных параметров технологического приспособления, используемого для выполнения операции механической обработки поверхностей после нанесения покрытий, обеспечивающих компенсацию износов. Обоснованы параметры технологического приспособления. Приведено в общем виде конструктивное решение.
Смольянинов
Владимир Сергеевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Технология транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава», ОмГУПС
Смольянинов
Антон Владимирович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Технология транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава», ОмГУПС
56-62
Подвижной состав железных дорог

В данной статье показан способ совершенствования технологии оценки состояния изоляции тяговых двигателей за счет внедрения современных средств технической диагностики. В статье проведен краткий анализ применяемых методов диагностирования с указанием критериев оценки по каждому методу. Предложены структура построения автоматизированной системы комплексного диагностирования состояния изоляции тягового электродвигателя и алгоритмы работы системы и оценки результатов испытаний на основе комплекса диагностических параметров.
Харламов
Виктор Васильевич
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС
Шкодун
Павел Константинович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.
Шестаков
Игнат Валентинович
Аспирант кафедры «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС
62-68
Подвижной состав железных дорог

В статье приведены результаты анализа нормативных и правовых документов Российской Федерации, а также внутренних нормативных документов, устанавливающих основные целевые показатели и требования к деятельности по энергосбережению в холдинге «Российские железные дороги». Обоснована необходимость проведения актуализации Энергетической стратегии холдинга «Российские железные дороги» и пересмотра перечня механизмов ее реализации.
Никифоров
Михаил Михайлович
Кандидат технических наук, начальник научно-производственной лаборатории «Энергосберегающие технологии и электромагнитная совместимость», ОмГУПС.
Незевак
Владислав Леонидович
Кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-производственной лаборатории «Энергосберегающие технологии и электромагнитная совместимость», ОмГУПС
68-75
Транспортная энергетика

Предложена методика прогнозирования коэффициента Хэрста на основе различных способов предсказания. Для выбора метода прогнозирования введены ошибки недооценки и переоценки. Показано, что если не учитывать колебания значений коэффициента Хэрста, используемых для расчета требуемых параметров телекоммуникационной сети железнодорожного транспорта, то для качественного обслуживания поступающего трафика выделенных ресурсов сети будет недостаточно (т. е. ухудшатся показатели QoS) или ресурсы сети будут использоваться неэффективно.
Коваленко
Ольга Николаевна
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Инфокоммуникационные системы и информационная безопасность», ОмГУПС
75-80
Информационные технологии, автоматика, связь, телекоммуникации

Приведены методика и алгоритм определения норм расхода материалов на текущее содержание пути в зависимости от грузонапряженности, пропущенного тоннажа, плана и профиля участков пути, осевых нагрузок подвижного состава. Нормативы разработаны на основе анализа существующих нормативных документов, статистических данных из форм первичного учета ПУ-74 расхода материалов, годовых отчетов линейных участков и других источников. В зависимости от условий эксплуатации нормативы определяются по аналитическим зависимостям и корректирующим коэффициентам.
Карпущенко
Николай Иванович
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Путь и путевое хозяйство», СГУПС
Быстров
Антон Викторович
Преподаватель, инженер научно-исследовательской лаборатории «Путеиспытательная», СГУПС
Труханов
Павел Станиславович
Аспирант, инженер научно-исследовательской лаборатории «Путеиспытательная», СГУПС
81-89
Путь и искусственные сооружения

Приведены результаты исследования прочностных характеристик лёссовидной супеси в условиях трехосного сжатия при воздействии вибродинамической нагрузки от высокоскоростного подвижного состава. Исследования выполнялись на вибростабилометре, в основу работы установки положен принцип моделирования вибродинамического воздействия с периодическим изменением гидростатического давления в рабочей камере стабилометра. Получены экспериментальные значения удельного сцепления и угла внутреннего трения, а также величин их относительного снижения при воздействии вибродинамической нагрузки.
Эргашев
Улугбек Эркинжон угли
Младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Путь и путевое хозяйство», ТашИИТ
Бегматов
Нодир Исмаилович
Младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Путь и путевое хозяйство», ТашИИТ
89-95
Путь и искусственные сооружения

В статье проведен сравнительный анализ динамической нагруженности полувагона с разными типами тележек в различных режимах движения (груженый, порожний). Введение в эксплуатацию новых тележек обусловлено увеличением аварийных ситуаций при эксплуатации полувагонов с тележками модели 18-100.
Галиев
Ильхам Исламович
Президент ОмГУПСа, заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук, профессор кафедры «Теоретическая механика», ОмГУПС
Гателюк
Олег Владимирович
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Высшая математика», ОмГУПС
Лукс
Дмитрий Юрьевич
Аспирант кафедры «Теоретическая механика», ОмГУПС
Ушак
Виктор Николаевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Теоретическая механика», ОмГУПС.
95-103
Управление перевозочными процессами и безопасность движения поездов

Предлагается гипотеза формирования вибрационных состояний рабочей среды, основанная на представлении о том, что процесс формирования взаимодействия элементов в системах с неудерживающими связями рассматривается как процесс, состоящий из нескольких фаз. Таковыми являются фазы контакта, при которых реакция связи положительна; фаза переходного состояния, когда реакция равна нулю; фаза зазора, в которой контактирующие поверхности могут совершать независимые движения. Задачи исследования ориентированы на детализацию теоретических представлений о динамических взаимодействиях твердого тела с вибрирующей поверхностью на основе разработанных математических моделей, получаемых при введении дополнительных внешних сил и упругих связей. Рассматриваются динамические взаимодействия элементов, в которых проявляются эффекты неудерживающих связей; определены и развиты аналитические подходы в оценке возможностей вибрационных технологических процессов с непрерывным подбрасыванием рабочей среды. Предлагается обобщенный подход для задач динамического синтеза, основой которых является введение понятия о функции зазора, позволяющей обосноватьпостроение траекторий движения материальных частиц в соответствии с определенными критериями, отражающими свойства траекторий движения материальных частиц во взаимодействии с вибрирующей поверхностью. Разработан метод построения математических моделей формирования вибрационных взаимодействий с учетом факторов, имеющих технологическое значение, или критериев, к которым относятся условия реализации кратных режимов, влияние дополнительных сил и упругих связей. В рамках обобщенного подхода к решению задач динамического взаимодействия сыпучей среды с вибрирующей поверхностью рассмотрены возможности использования функции зазора для оценки и исследования форм движения материальных частиц в соответствии с влиянием ряда факторов, отражающих параметры вибрационного поля, условия взаимодействий с внешней средой и особенности формирования периодических режимов подбрасывания. Доказана теорема об условиях и возможностях реализации устойчивых режимов взаимодействия с вибрирующей поверхностью. Получены аналитические соотношения, определяющие условия реализации форм процессов взаимодействия сыпучей рабочей среды с деталями в технологиях вибрационного упрочнения. Приводятся результаты апробирования рекомендаций по построению технологических процессов в приложении к производственному технологическому комп- лексу.
Елисеев
Андрей Владимирович
Кандидат технических наук, младший научный сотрудник НОЦа «Современные технологии, системный анализ и моделирование» ИрГУПСа.
Елисеев
Сергей Викторович
Доктор технических наук, профессор, директор-главный научный сотрудник НОЦа «Современные технологии, системный анализ и моделирование» ИрГУПСа.
Сигачев
Николай Петрович
Доктор технических наук, профессор, директор Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН, ИПРЭК СО РАН
103-112
Управление перевозочными процессами и безопасность движения поездов