• Рус Русский
  • Eng English (UK)

Ежеквартальный журнал, учрежденный ОмГУПСом. Св-ва СМИ: ПИ № ФС77-36469 от 03 июня 2009 г., ПИ № ФС77-49218 от 30 марта 2012 г., ПИ № ФС77-66605 от 21 июля 2016 г., ПИ № ФС77-71514 от 01 ноября 2017 г. и ПИ № ФС77-75780 от 23 мая 2019 г. ISSN: 2220-4245. Индекс «Роспечать»: 66087.
Журнал включен в РИНЦ и входит в перечень ВАК.

Известия Транссиба №1(25), 2016

В статье описаны различные подходы к определению динамики тепловыделения в дизеле, проанализирована структура уравнения Пугачева, показан способ подбора параметров характеристики тепловыделения, приведены результаты расчета линии сгорания и их сравнение с опытными данными.
Анисимов
Александр Сергеевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Локомотивы», ОмГУПС.
Чернышков
Игорь Владимирович
Аспирант кафедры «Локомотивы», ОмГУПС.
2-10
Подвижной состав железных дорог

В статье проведен сравнительный анализ динамической нагруженности полувагона с разными типами тележек в груженом и порожнем режимах движения при различных параметрах геометрических неровностей пути (амплитуды η_0 и длины L_н) с учетом его жесткости.
Галиев
Ильхам Исламович
Президент ОмГУПСа, заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук, профессор кафедры «Теоретическая механика», ОмГУПС.
Гателюк
Олег Владимирович
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Высшая математика», ОмГУПС
Лукс
Дмитрий Юрьевич
Аспирант кафедры «Теоретическая механика», ОмГУПС
Ушак
Виктор Николаевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Теоретическая механика», ОмГУПС
10-15
Подвижной состав железных дорог

Рассматриваются причины возникновения корпусных вибраций в подшипниках качения в собранной машине, и на основе их измерения и анализа предлагается метод безразборного определения радиальных зазоров в них. Предложен и обоснован алгоритм вибрационного прогнозирования технического состояния подшипников качения в тяговых двигателях локомотивов.
Гиоев
Заурбек Георгиевич
Доктор технических наук, профессор кафедры «Электрические машины и аппараты», РГУПС.
Приходько
Виктор Маркович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Начертательная геометрия и графика», РГУПС.
Козаев
Виталий Сергеевич
Директор типографии «Алания».
15-25
Подвижной состав железных дорог

В статье рассматривается управляемое движение тележек многосекционных электровозов 2ЭС5К «Ермак» в кривых малого радиуса. Для реализации управления предлагается ввести в состав каждой буксы колесной пары дополнительное звено - специальную каретку. Анализируются два варианта управления положением тележки электровоза в кривых малого радиуса. Приводится вывод об эффективности управления одной передней колесной парой тележки.
Доронин
Сергей Владимирович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Локомотивы», ДВГУПС.
Доронина
Ирина Ивановна
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Локомотивы», ДВГУПС.
25-30
Подвижной состав железных дорог

Для повышения достоверности распознавания технического состояния узлов механической части рельсового подвижного состава и расчета критических значений параметров выдвинута гипотеза об однородности групп однотипных узлов механической части электропоезда. В рамках эксперимента по проверке данной гипотезы проведен сбор информации о значениях параметров вибрации узлов электропоезда в движении; разработана методика и проведен статистический анализ измеренных параметров вибрации для однотипных узлов.
Костюков
Владимир Николаевич
Кандидат технических наук, первый заместитель ген. директора - технический директор ООО «НПЦ «Динамика».
Костюков
Алексей Владимирович
Кандидат технических наук, первый заместитель ген. директора - технический директор ООО «НПЦ «Динамика».
Казарин
Денис Викторович
Кандидат технических наук, зам. начальника департамента поддержки и продвижения систем ООО «НПЦ «Динамика».
Басакин
Василий Владимирович
Младший научный сотрудник ООО «НПЦ «Динамика».
30-35
Подвижной состав железных дорог

В настоящей работе представлен вариант учета податливости стыков посредством математического моделирования сборных однослойных цилиндрических геометрически ортотропных оболочек на основе контактной краевой задачи конструкционного типа.
Красотина
Лариса Владимировна
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительные конструкции», СибАДИ
35-40
Подвижной состав железных дорог

В статье рассматривается подход к оперативной оценке технического состояния функциональных подсистем энергетической установки тепловоза в составе комплексных микропроцессорных систем управления. Представлен подход к оперативной оценке технического состояния топливной системы. По результатам анализа граф-модели топливной системы выделена совокупность контрольных параметров, разработан алгоритм, позволяющий установить причины выхода контролируемых параметров за допустимые пределы.
Михеев
Владислав Александрович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», ОмГУПС
Сергеев
Павел Борисович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», ОмГУПС
41-48
Подвижной состав железных дорог

В данной статье автором представлена логико-лингвистическая модель, обеспечивающая достаточную глубину и полноту диагностирования с соблюдением всех требуемых инструкцией проверок и норм. Для построения данной модели были определены диагности- ческие признаки с учетом каждой из требуемых проверок. Результаты разработки диаг- ностической модели применены и прошли успешные испытания на различных типах электросекций.
Щелканов
Александр Викторович
отдела диагностических систем ООО «НПЦ «Динамика».
48-54
Подвижной состав железных дорог

В статье проведен анализ состояния опорного хозяйства и показано, что замена железобетонных опор должна осуществляться с учетом их фактического коррозионного состояния. Предложен новый метод определения коррозионного состояния подземной части железобетонных опор контактной сети, позволяющий проводить измерения на двух опорах одновременно. При этом вторая опора выступает в качестве токового электрода. На основе анализа переходного процесса для схемы замещения опоры контактной сети выведены формулы для определения сопротивления бетона, сопротивления и емкости границы раздела «арматура - бетон». По значениям этих параметров определяют коррозионное состояние опоры в подземной части. Использование предложенного метода позволит значительно сократить временные и трудовые затраты на проведение диагностических процедур
Кандаев
Василий Андреевич
Доктор технических наук, профессор кафедры «Инфокоммуникационные системы и информационная безопасность», ОмГУПС
Пономарев
Антон Витальевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Теоретическая электротехника», ОмГУПС.
Авдеева
Ксения Васильевна
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Инфокоммуникационные системы и информационная безопасность», ОмГУПС
Колесник
Артем Владимирович
Аспирант кафедры «Инфокоммуникационные системы и информационная безопасность», ОмГУПС
54-60
Транспортная энергетика

В статье приведен анализ составляющих энергетической эффективности рекуперативного торможения и факторов, влияющих на эффективность применения рекуперативного торможения и использования энергии рекуперации. Описаны методы оценки энергетической эффективности рекуперации и результаты экспериментальных исследований эффективности рекуперации. Выполнено обоснование использования метода имитационного моделирования как способа оценки потенциала рекуперативного торможения. Представлена последовательность выполнения работ.
Черемисин
Василий Титович
Доктор технических наук, профессор, директор НИИ энергосбережения на железнодорожном транспорте, зав. кафедрой «Подвижной состав электрических железных дорог», ОмГУПС
Никифоров
Михаил Михайлович
Кандидат технических наук, начальник научно-производственной лаборатории «Энергосберегающие технологии и электромагнитная совместимость», ОмГУПС
Вильгельм
Александр Сергеевич
Старший научный сотрудник научно-производственной лаборатории «Энергосберегающие технологии и электромагнитная совместимость», кандидат технических наук, доцент, ОмГУПС
60-70
Транспортная энергетика

В работе рассматриваются основные алгоритмы компьютерного зрения, позволяющие обнаружить появление произвольного объекта на железнодорожном переезде. Приводятся результаты моделирования алгоритмов нахождения контуров и выделения фона на видеопоследовательности изображений модели железнодорожного переезда.
Альтман
Евгений Анатольевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Автоматика и системы управления», ОмГУПС
Ананьева
Надежда Геннадьевна
Программист кафедры «Автоматика и системы управления», ОмГУПС
Тихонова
Наталья Алексеевна
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Автоматика и системы управления», ОмГУПС
70-76
Информационные технологии, автоматика, связь, телекоммуникации

Рассматривается метод практической реализации решения частного случая транспортной задачи. Он позволяет находить оптимальный и заданное количество маршрутов, ближайших к нему по величине критерия оптимальности. Метод обеспечивает большую гибкость в решении вопросов планирования оптимальной организации перевозочного процесса при выработке как стратегических, так и оперативных планов в случае возникновения ситуаций типа «авария», «затор» или других форс-мажорных обстоятельств.
Афоничев
Николай Юрьевич
Старший преподаватель кафедры «Автоматика и системы управления», ОмГУПС
Шахов
Владимир Григорьевич
Кандидат технических наук, профессор кафедры «Автоматика и системы управления», ОмГУПС.
76-81
Информационные технологии, автоматика, связь, телекоммуникации

В статье приводятся два метода оценки угловой скорости вращения ротора асинхронного двигателя, использующие особые спектральные компоненты, порождаемые конструкцией двигателя. Выполнив поиск представленных компонентов, можно оценить скольжение ротора. Целью работы является сравнение представленных методов при различных нагрузках двигателя и определение наиболее точного метода. Результатом работы является создание алгоритма программного модуля для оценки частоты вращения ротора асинхронного двигателя, который может применяться для различных практических задач, где требуется точное определение угловой скорости вращения, однако или нет доступа к движущимся частям для установки датчика оборотов, или применение датчиков оборотов нежелательно.
Скляр
Андрей Владимирович
Аспирант кафедры «Автоматика и системы управления», ОмГУПС
Чижма
Сергей Николаевич
Доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Автоматика и системы управления», ОмГУПС
81-91
Информационные технологии, автоматика, связь, телекоммуникации

В статье приведен анализ функционирования сложных транспортных систем, охарактеризованы основные принципы использования имитационного моделирования в организации перевозочного процесса на железнодорожном транспорте. Рассмотрен метод создания объектно-ориентированной модели для описания динамики взаимодействия грузовой станции и пути необщего пользования.
Псеровская
Елена Дмитриевна
Кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой «Логистика, коммерческая работа и подвижной состав», СГУПС.
Кагадий
Игорь Николаевич
Аспирант кафедры «Логистика, коммерческая работа и подвижной состав», СГУПС
91-96
Управление перевозочными процессами и безопасность движения поездов

Авторами предложена модель обоснования продолжительности работы выправочно-подбивочно-рихтовочных и строительных машин. С помощью этой модели можно оценить эффективность и надежность машин на любом объекте. Это позволит наиболее достоверно прогнозировать сроки производства отдельных видов работ и их стоимость еще на стадии проектирования. В статье приведены показатели натурных испытаний и дана оценка надежности производства работ. Одним из основных факторов надежности работы строительных машин является коэффициент использования их по времени. Во всех нормативных документах приводятся устаревшие данные по коэффициентам использования машин в течение рабочего времени, которые требуют обновления, так как машины постоянно совершенствуются. Для оценки надежности продолжительности работы машин авторами создана база данных по результатам натурных испытаний выправочно-подбивочно-рихтовочных машин, кранов, экскаваторов, бульдозеров, трубоукладчиков, буровых станков и земснарядов. Для доказательства обоснованности значений базы данных по результатам натурных испытаний проводились два этапа проверки: логическая и математическая. После формирования выборки в соответствии с ГОСТ Р 8.736-2011 проверялась ее принадлежность закону нормального распределения с помощью критерия согласия Пирсона. Далее рассчитывались надежность и риск завершения запланированного объема работ в намеченный промежуток времени. При этом рассматривался коэффициент использования машин по времени и риск его отклонения от среднего значения. Использование предлагаемого подхода к оценке продолжительности работы выправочно-подбивочно-рихтовочных и строительных машин может быть распространено на любой тип техники и позволит получить численные значения оценки надежности произ- водства работ в запланированный срок, что весьма актуально при строительстве, ремонте и текущем содержании пути.
Базилевич
Светлана Викторовна
Васильев
Сергей Иванович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Бурение нефтяных и газовых скважин», СФУ.
Кузнецов
Сергей Михайлович
Доктор технических наук, доцент кафедры «Технология, организация и экономика строительства», СГУПС
96-104
Организация производства на транспорте

Авторами предложена комплексная программа объединения в единую систему всех процессов жизненного цикла локомотивов, способствующая сокращению издержек, связанных в первую очередь с эксплуатацией и обслуживанием локомотивного парка ОАО «РЖД». Основным показателем данной комплексной системы является уровень готовности технического изделия, определяемый коэффициентом готовности. Выработанная методология позволит перейти от технологии фиксирования технических отказов с последующим выявлением их причин и проведением восстановительных работ к технологии прогнозирования и предупреждения этих отказов, основанной на постоянном контроле технического состояния локомотивов и прогнозирования запаса ресурса в режиме online.
Рубежанский
Петр Николаевич
Кандидат экономических наук, советник президента по экономике ОАО «РЖД».
Давыдов
Анатолий Вячеславович
Доктор экономических наук, профеcсор, заведующий кафедрой «Экономика транспорта», СГУПС.
104-111
Организация производства на транспорте