• Рус Русский
  • Eng English (UK)

Ежеквартальный журнал, учрежденный ОмГУПСом. Св-ва СМИ: ПИ № ФС77-36469 от 03 июня 2009 г., ПИ № ФС77-49218 от 30 марта 2012 г., ПИ № ФС77-66605 от 21 июля 2016 г., ПИ № ФС77-71514 от 01 ноября 2017 г. и ПИ № ФС77-75780 от 23 мая 2019 г. ISSN: 2220-4245. Индекс «Роспечать»: 66087.
Журнал включен в РИНЦ и входит в перечень ВАК.

Известия Транссиба №3(31), 2017

Рассмотрены опыт электрификации железных дорог России и представлено обоснование выбора рода тока для электрификации Улан-Баторской железной дороги. Выполнен расчет максимальной массы состава вагонов грузовых поездов электровоза переменного тока 2ЭС5К и электровоза постоянного тока 2ЭС6 в условиях Улан-Баторской железной дороги.
Алтангэрэл
Энх-Амгалан
Аспирант кафедры «Подвижной состав электрических железных дорог», ОмГУПС.
2-12
Подвижной состав железных дорог

В статье рассмотрено математическое моделирование топливной аппаратуры высокого давления и регулятора частоты вращения коленчатого вала дизеля. Проанализированы факторы, влияющие на работу топливной аппаратуры, произведено математическое моделирование процесса подачи топлива в цилиндры, а также математически описан регулятор частоты вращения коленчатого вала тепловозного дизеля. Разработана совместная математическая модель работы топливной аппаратуры и регулятора частоты вращения. Представлены алгоритм и программа расчета процесса подачи топлива в цилиндры дизеля с учетом обобщенных гидравлических характеристик элементов топливной аппаратуры и положения исполнительного механизма регулятора частоты вращения коленчатого вала дизеля. В работе использованы математическое и имитационное моделирование, методы системного анализа, сравнительный метод, методы теоретического познания (формализация), общелогические методы и приёмы исследования (анализ, обобщение, классификация, аналогия).
Блинов
Александр Павлович
Ведущий инженер ООО «ТМХ-Сервис».
Блинов
Павел Николаевич
Декан теплоэнергетического факультета, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, доцент.
Бернс
Павел Александрович
Инженер Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».
12-22
Подвижной состав железных дорог

В статье обобщены и проанализированы данные по применению природного газа (метана) в качестве добавки к дизельному топливу на линии низкого давления дизелей тепловозов ЧМЭ3. Представлены результаты по оценке влияния газомоторного топлива на эффективность работы тепловозов ЧМЭ3.
Курманова
Лейла Салимовна
Аспирант кафедры «Локомотивы», СамГУПС.
22-31
Подвижной состав железных дорог

Рассматриваются новые динамические эффекты, возникающие в задачах вибрационной защиты объектов, в частности, транспортных при внешних возмущениях, со стороны опорных поверхностей. Предложен метод построения математических моделей для случая, когда объект защиты имеет две степени свободы. Показаны возможности введения дополнительных связей в виде устройств для преобразования движения. Оцениваются возможности использования винтовых несамотормозящихся механизмов, приведенные моменты инерции элементов которых могут регулироваться или настраиваться. Предлагается методика построения час-тотных диаграмм, отражающих возможные формы реализации динамических эффектов. Определены условия реализации новых физических эффектов в виде одновременного динамического гашения колебаний твердого тела одновременно по двум координатам при кинематическом возмущении системы. Приведены результаты численного моделирования.
Орленко
Алексей Иванович
Кандидат технических наук, доцент, директор Красноярского института железнодорожного транспорта Иркутского государственного университета путей сообщения.
Елисеев
Андрей Владимирович
Кандидат технических наук, старший научный сотрудник Научно-образовательного центра современных технологий, системного анализа и моделирования ИрГУПСа.
Выонг
Куанг Чык
Аспирант Научно-образовательного центра современных технологий, системного анализа и моделирования ИрГУПСа.
31-42
Подвижной состав железных дорог

Расход электроэнергии на тягу зависит от большого числа эксплуатационных показателей, в том числе и от использования мощности электроподвижного состава. На российских железных дорогах имеются равнинные участки большой протяженности, на которых эксплуатируемые электровозы нерационально используют свою мощность и работают в режимах с низкими энергетическими показателями. Цель работы - рассмотреть пути повышения энергетической эффективности пассажирских электровозов, такие как эксплуатация электроподвижного состава с рациональными значениями мощности и числа осей для обеспечения современных пассажирских перевозок на равнинных участках пути большой протяженности и оценить их энергетические показатели. Для достижения указанной цели было определено рациональное значение мощности, необходимой для вождения поездов на рассматриваемом участке пути с максимальными скоростями движения 160 км/ч, проведены расчеты асинхронных тяговых двигателей, получены тягово-энергетические характеристики электровозов с асинхронным тяговым приводом, и предложена методика сравнения, позволяющая оценить разницу расхода электроэнергии на тягу электровозов с асинхронным тяговым приводом (с рациональными значениями мощности и числа осей) с эксплуатируемыми в настоящее время электровозами постоянного тока ЭП2К. На основании проведенного исследования был сделан вывод о том, что имеются резервы повышения энергетической эффективности пассажирских электровозов на равнинных участках пути большой протяженности, такие как эксплуатация электроподвижного состава с рациональными значениями мощности и числа осей, соответствующих массе поезда, скорости движения и профилю пути, которые позволят значительно снизить расходы электроэнергии на тягу поездов.
Плаксин
Алексей Владимирович
Ведущий инженер дорожного топливно-энерге-тического центра.
Швецов
Семен Васильевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Подвижной состав электрических железных дорог», ОмГУПС.
43-54
Подвижной состав железных дорог

Изложены некоторые результаты динамических испытанй полувагонов с двухосными тележками ZK1. Выполнены сравнительные расчеты по исследованию влияния тележек на основные динамические показатели.
Солоненко
Владимир Гельевич
Доктор технических наук, профессор кафедры «Подвижной состав», КазАТК.
Махметова
Нарзанкул Мусаевна
Доктор технических наук, профессор кафедры «Транспортное строительство», КазАТК.
Бекжанова
Сауле Ертаевна
Доктор технических наук, профессор кафедры «Организация перевозок», КазАТК.
Коптлеуов
Ибырай Сакенович
Магистрант кафедры «Подвижной состав», КазАТК.
54-60
Подвижной состав железных дорог

В статье выполнено сравнение по величине силы давления гребня на рельс в кривых участках пути локомотивов ТГ16 и ТГ16М.
Трофимович
Виталий Владимирович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Локомотивы», ДВГУПС.
Кузьмичев
Евгений Николаевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Локомотивы», ДВГУПС.
Попов
Михаил Алексеевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Локомотивы», ДВГУПС.
61-68
Подвижной состав железных дорог

Выполнено исследование влияния параметров нелинейного рессорного подвешивания грузового вагона (жесткости рессорного комплекта, базы тележки, длины неровностей пути) на амплитуду и фазу колебаний подпрыгивания кузова. Определена собственная частота колебаний подпрыгивания кузова вагона как функция его параметров.
Николаев
Виктор Александрович
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Теоретическая механика», ОмГУПС.
Нехаев
Виктор Алексеевич
Доктор технических наук, профессор кафедры «Теоретическая механика», ОмГУПС.
Лукс
Дмитрий Юрьевич
Аспирант кафедры «Теоретическая механика», ОмГУПС.
69-78
Подвижной состав железных дорог

В статье описывается разработанное программное обеспечение (ПО) Collector-Brush Heat для автоматической обработки термограмм, полученных в результате тепловизионного обследования КЩУ ТЭД. Разработанное ПО позволяет рассчитать интенсивность нагрева и построить кривую нагрева зоны «щетка - коллектор». Collector-Brush Heat разработано для применения в составе аппаратно-программного комплекса диагностирования состояния ТЭД.
Харламов
Виктор Васильевич
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Электрические машины и общая электротехника» ОмГУПСа.
Хлопцов
Андрей Сергеевич
Инженер кафедры «Автоматика и системы управления», ОмГУПС.
Найден
Сергей Николаевич
Аспирант кафедры «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.
79-85
Подвижной состав железных дорог

Рассмотрены вопросы оптимизации организации технического обслуживания и ремонта локомотивов за счет новых подходов расчета норм запасных частей и материалов. Приведены модели систем транспортных средств, состоящих из парка эксплуатируемых локомотивов, с учетом всех состояний.
Шантаренко
Сергей Георгиевич
Проректор по научной работе, заведующий кафедрой «Технология транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава», доктор технических наук.
Капустьян
Михаил Федорович
Доцент кафедры «Технология транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава», кандидат технических наук.
Супчинский
Олег Павлович
Преподаватель кафедры «Технология транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава».
85-95
Подвижной состав железных дорог

В статье рассматриваются временные характеристики и результаты анализа работы реле-дифференциального шунта при полном снятии пакета стали на ветви меньшего сечения. Сделаны выводы о возможностях его применения при проходе электроподвижным составом изолирующих сопряжений. Предложен метод выбора уставок реле-дифференциального шунта, учитывающий задержку времени при его срабатывании.
Горькин
Артём Владимирович
Аспирант кафедры «Подвижной состав электрических железных дорог», ОмГУПС.
95-102
Транспортная энергетика

В статье рассмотрены существующие методы расчета электрических параметров и математические модели электрических процессов железобетонных конструкций. Сделан вывод о том, что в полной степени влияние арматурной сетки в описанных моделях не учитывается. Авторами предлагаются метод расчета железобетонного фундамента, основанный на системе уравнений электрического поля в проводниках, и метод конечных элементов, позволяющий учитывать точную геометрию объекта, включая арматурную сетку. Ввиду соотношения сопротивлений стали и бетона авторами сделано предположение о неизменности потенциала арматурной сетки, покрытой слоем бетона на постоянном и переменном токе. Реализация метода осуществлялась с помощью программного комплекса ComsolMultiphysics. В качестве объекта расчета используется железобетонный фундамент ТСС-4, расположенный в грунте. Результаты расчета интерпретированы в виде цветовой эпюры распределения потенциалов и линий плотнос-ти тока. Путем интегрирования нормальной составляющей плотности тока по поверхности прикладываемого потенциала и поверхности арматуры определены ток, протекающий по железобетонной конструкции в целом, и ток, втекающий в арматуру. На основании полученных значений тока модели определено ее сопротивление в зависимости от удельного сопротивления бетона и грунта.
Лесников
Дмитрий Валентинович
Ассистент кафедры «Электроснабжение транспорта», УрГУПС.
Паранин
Александр Викторович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроснабжение транспорта», УрГУПС.
102-114
Транспортная энергетика

В статье рассмотрены вопросы внедрения на тяговых подстанциях постоянного тока двад-цатичетырехпульсовых выпрямителей с различными схемами выпрямления. Результаты эксплуатации двад-цатичетырехпульсового выпрямителя, установленного на одной из тяговых подстанций, доказывают целесообразность использования такого преобразователя. Приведены варианты модернизации действующего оборудования, входящего в состав шести- и двенадцатипульсовых выпрямителей, с целью использования его при создании двадцатичетырехпульсовых выпрямителей, а также требования к созданию таких выпрямителей в промышленном исполнении.
Салита
Евгений Юрьевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», ОмГУПС.
Ковалева
Татьяна Владимировна
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Теоретическая электротехника», ОмГУПС.
Комякова
Татьяна Владимировна
Кандидат технических наук, проректор по учебной работе, доцент кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», ОмГУПС.
114-123
Транспортная энергетика

В статье рассматривается методика проектирования диагностической системы инфраструктуры электроснабжения железных дорог, основанная на применении байесовских сетей для прогнозирования вероятностей отказов. Для достижения максимальной эффективности диагностирования необходимо стремиться к минимизации количества входных параметров при сохранении требуемой точности. Предлагается диагностическая система, позволяющая оценить влияние каждого параметра на точность предсказания отказов. Восполнить недостаток исходных данных позволяет преимущество байесовских сетей - возможность задать структуру сети при помощи метода экспертных оценок, что позволит выполнить расчет вероятностей отказов при недостатке информации.
Сидоров
Олег Алексеевич
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Электроснабжение железнодорожного транспорта», ОмГУПС.
Смердин
Александр Николаевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», ОмГУПС.
Голубков
Антон Сергеевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», ОмГУПС.
123-132
Транспортная энергетика

В статье представлены результаты измерений электроэнергии на активных и пассивных постах секционирования системы тягового электроснабжения постоянного тока участков железных дорог с III и IV типами профиля пути. Рассмотрены основные характеристики режимов работы постов секционирования с целью оценки объема переданной электроэнергии и продолжительности работы накопителей электроэнергии в различных режимах. Определены наиболее наблюдаемые значения напряжения, объемов переданной энергии и продолжительности случаев изменения режимов работы постов секционирования. Рассмотрены теоретические законы распределения, позволяющие использовать полученные экспериментальные значения в дальнейших расчетах при моделировании режимов работы накопителя электроэнергии.
Черемисин
Василий Титович
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Подвижной состав электрических железных дорог», ОмГУПС.
Незевак
Владислав Леонидович
Кандидат технических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской части, доцент кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», ОмГУПС.
Эрбес
Виктор Владимирович
Кандидат технических наук, инженер-проектировщик научно-производственной лаборатории «Энергосберегающие технологии и электромагнитная совместимость», ОмГУПС.
132-143
Транспортная энергетика

В данной статье рассматриваются задачи имитационного моделирования потоков на железнодорожном транспорте. Основной целью данной работы является создание новой технологии моделирования такой сложной системы, как железнодорожная сеть. Научная новизна состоит в применении комбинации агентного и дискретно-событийного подходов в данной предметной области. В ходе исследования были разработаны модели поведения агентов, выделена проблемная ситуация, для которой построена дискретно-событийная часть модели. Проанализированы основные категории штатных и нештатных ситуаций, составлен список ситуаций для реализации их в модели. Были рассмотрены варианты к устранению нештатных ситуаций, выбран алгоритм по их обработке (дискретно-событийная составляющая модели). Иллюстрацией выполнения работы является имитационная модель железнодорожного участка Западно-Сибирской железной дороги с возможностью перестроения графика движения поездов в зависимости от добавления штатной или нештатной ситуации. В результате моделирования формируются выходные данные: график движения и информационная таблица. В перспективе планируется использовать полученную технологию для создания транспортной модели типа «пересадочный узел».
Хабаров
Валерий Иванович
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Информационные технологии транспорта», СГУПС.
Красникова
Ксения Викторовна
Аспирант, преподаватель кафедры «Информационные технологии транспорта», СГУПС.
143-154
Информационные технологии, автоматика, связь, телекоммуникации