Название статьи

Лазерное термоупрочнение пары трения двс "кольцо - гильза цилиндра"

Журнал: Известия Транссиба №2(26), 2016
Раздел журнала: Подвижной состав железных дорог
Страницы: 61-70
Авторы: В. И. Шастин
УДК: 621.373.826
Библиографическое описание статьи
Шастин, В. И. Лазерное термоупрочнение пары трения двс "кольцо - гильза цилиндра" [Текст] / В. И. Шастин, С. К. Каргапольцев // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. – Омск. – 2016. – №2(26). – C. 61 – 70.

Аннотация

В работе оцениваются и анализируются различные варианты лазерного модифицирования поверхностей сопряжения применительно к ЦПГ авиационного двигателя АШ-62ИР. Приводятся данные микроструктурного анализа поверхностного слоя,показателей микротвердости и износостойкости.Дано краткое описание триботехнической лабораторной установки и методики проведения эксперимента на основе сравнительного анализа полученных данных.При этом триботехнические показатели сопоставлялись с результатами металлографических исследований и физико-механическими свойствами модифицированного слоя,в частности,с показателем микротвердости. В результате проведенных трибологических исследований установлено,что рост показателя износостойкости пары трения "кольцо - гильза цилиндра" отмечается на всех исследованных режимах лазерного воздействия с учетом выявленных граничных условий обработки для того и другого элементов сопряжения.Максимальное значение износоустойчивости наблюдается при лазерном термоупрочнении обеих поверхностей сопряжения,на критических уровнях плотности энергии лазера,не вызывающих оплавления и появления микротрещин в поверхностном слое.При этом износоустойчивость модифицированной поверхности гильзы цилиндра может увеличиться в 4,5 - 5 раз,а поршневых колец - более чем в три раза. Предложены теоретические основы механизма изнашивания термоупрочненных поверхностей,поясняющие кинетику повышения их износостойкости в результате фрмирования микроструктуры особого поверхностного слоя,обладающего повышенной несущей способностью,микротвердостью и улучшенными условиями изнашивания модифицированного слоя.Экспериментально подтверждено,что наибольшая износоустойчивость наблюдается в элементах трения при взаимном модифицировании их поверхностей.

Список используемой литературы

Двигатели внутреннего сгорания: Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей [Текст] / Под ред.М.Г.Круглова.- М.: Машиностроение,1990.- 289 с.
Мишин,И.А.Долговечность двигателей [Текст] / И.А.Мишин.- Л.: Машиностроение,1976.- 288 с.
Орлин,А.С.Расчет рабочих процессов в двигателях внутреннего сгорания [Текст] / А.С.Орлин.- М.: Машиностроение,2008.- 157 с.
Минаков,А.П.Упрочняющая пневмоцентробежная обработка гильз ДВС,альтернативная финишному хонингованию [Текст] / А.П.Минаков,М.Е.Лустенков,Е.В.Ильюшина // Вестник машиностроения.- 2016.- № 2.- С.16 - 21.
Григорьянц,А.Г.Технологические процессы лазерной обработки [Текст] / А.Г.Григорьянц,И.Н.Шиганов,А.И.Мисюров / МГТУ им.Н.Э Баумана.- М.,2006.- 246 с.
Лазерное и электоэрозионное упрочнение материалов [Текст] / В.Г.Коваленко,А.Д.Верхотуров и др.- М.: Наука,1986.- 276 с.
Рыкалин,Н.Н.Лазерная обработка материалов [Текст] / Н.Н.Рыкалин,А.А.Углов,А.Н.Кокора.- М.: Машиностроение,1975.- 295 с.