• Рус Русский
  • Eng English (UK)

Ежеквартальный журнал, учережденный ОмГУПСом. Св-ва СМИ: ПИ № ФС77-36469 от 03 июня 2009 г., ПИ № ФС77-49218 от 30 марта 2012 г., ПИ № ФС77-66605 от 21 июля 2016 г., ПИ № ФС77-71514 от 01 ноября 2017 г. и ПИ № ФС77-75780 от 23 мая 2019 г. ISSN: 2220-4245. Индекс «Роспечать»: 66087.
Журнал включен в РИНЦ и входит в перечень ВАК.

Известия Транссиба №4(16), 2013

Предлагается вероятностная модель формирования режимов нагрузки дизель-генераторной установки магистральных тепловозов с учетом мощности вспомогательных агрегатов в условиях их эксплуатации на примере тепловозов 2ТЭ10М.
Анисимов
Александр Сергеевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Локомотивы», ОмГУПС.
Сковородников
Евгений Иванович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Локомотивы», ОмГУПС.
Чулков
Алексей Владимирович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Локомотивы», ОмГУПС.
2-9
Подвижной состав железных дорог

В статье представлены математическая модель процесса нагрева топливного трубопровода высокого давления топливной аппаратуры тепловозных дизелей и результаты расчета температуры его внешней поверхности при различных температуре окружающего воздуха и техническом состоянии топливной аппаратуры.
Балагин
Олег Владимирович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Локомотивы», ОмГУПС.
Балагин
Дмитрий Владимирович
Преподаватель кафедры «Локомотивы», ОмГУПС.
9-13
Подвижной состав железных дорог

В статье рассмотрены теоретические и прикладные задачи ультразвуковой очистки деталей подвижного состава во время ремонта. Отмечены особенности ультразвуковых воздействий в ванне с ограниченными размерами и результаты моделирования с использованием пакета MatCAD. Приведены результаты конкретного применения ультразвуковых технологий при ремонте подвижного состава.
Вельц
Яков Яковлевич
Кандидат технических наук, директор НПО «Ультразвуковые системы».
13-17
Подвижной состав железных дорог

Рассматриваются возможности расширения типового набора элементарных звеньев механических колебательных систем. В качестве примера устройств для преобразования движения предлагаются рычажные и винтовые несамотормозящиеся механизмы. Введение устройств соответствует введению элементарного звена, имеющего передаточную функцию дифференцирующего звена второго порядка. Предлагается метод построения передаточных функций для определения режимов динамического гашения колебаний.
Елисеев
Сергей Викторович
Доктор технических наук, профессор, директор научно-образовательного центра «Современные технологии, системный анализ и моделирование», ИрГУПС.
Ермошенко
Юлия Владимировна
Кандидат технических наук, доцент, декан факультета заочного обучения, ИрГУПС.
Трофимов
Андрей Нарьевич
Кандидат технических наук, директор инженерного центра, ИрГУПС.
18-25
Подвижной состав железных дорог

Предложена система стабилизации напора в насосных установках со скалярным управлением асинхронным электродвигателем. Расчет переходных процессов в насосной установке с использованием пакета Simulink показал работоспособность системы и устойчивую работу как при пуске двигателя, так и при сбросе/набросе нагрузки.
Лысенко
Олег Александрович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электрическая техника», ОмГТУ.
Хамитов
Рустам Нуриманович
Доктор технических наук, доцент кафедры «Электрическая техника», ОмГТУ.
25-30
Подвижной состав железных дорог

Статья посвящена расчетно-экспериментальным исследованиям газовоздушной системы тепловозного дизеля, усовершенствованной циклоном-электрофильтром. Основное внимание уделяется определению эффективности работы разработанной газовоздушной системы. Построена математическая модель газодинамических процессов газовоздушной системы, которая позволяет оценить влияние геометрической конфигурации и электродинамических воздействий на процесс очистки отработавших газов от твердых загрязнителей. Проведено сравнение полученных расчетных данных с экспериментальными.
Носырев
Дмитрий Яковлевич
Доктор технических наук, профессор кафедры «Локомотивы», СамГУПС.
Свечников
Александр Александрович
Аспирант, преподаватель кафедры «Локомотивы», СамГУПС.
30-35
Подвижной состав железных дорог

Предложен способ диагностирования, позволяющий на работающем двигателе определить диаграмму движения иглы распылителя с использованием датчика давления, установленного в полости над иглой форсунки, оценить фактический угол опережения подачи топлива и техническое состояние форсунки дизеля.
Сковородников
Евгений Иванович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Локомотивы», ОмГУПС.
Михайлова
Лариса Юрьевна
Аспирантка ОмГУПСа.
35-39
Подвижной состав железных дорог

В статье приводятся спектры обтекания воздушным потоком аэродинамического устройства токоприемника «АИСТ», полученные путем расчета, с использованием которых определены аэродинамические характеристики данного устройства. Приведены экспериментальные аэродинамические характеристики токоприемника «АИСТ» тяжелого и легкого типа, оснащенного аэродинамическим устройством.
Смердин
Александр Николаевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», ОмГУПС.
Голубков
Антон Сергеевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», ОмГУПС.
Капралова
Марина Анатольевна
Аспирантка ОмГУПСа.
40-45
Подвижной состав железных дорог

В статье рассматриваются организация и совершенствование процесса ремонта буксовых узлов подвижного состава по результатам диагностики. Приводятся диагностическая модель объекта и методика совершенствования ремонта по фактическому состоянию с применением технической диагностики и аналитических средств, основанная на концепции ТРМ.
Шимохин
Антон Владимирович
Аспирант кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», ОмГУПС.
45-51
Подвижной состав железных дорог

Одним из способов повышения эффективности рекуперативного торможения является использование накопителя энергии на борту электровоза для поглощения избыточной электроэнергии рекуперации. В статье рассмотрен подход к определению необходимой энергоемкости и мощности накопителя энергии для грузового электровоза постоянного тока с учетом передачи части энергии рекуперации в тяговую сеть.
Авилов
Валерий Дмитриевич
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.
Москалев
Юрий Владимирович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.
Писаренко
Сергей Александрович
Аспирант кафедры «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.
51-58
Транспортная энергетика

В статье рассматривается вопрос методологии остановки имитационного моделирования при использовании современных инструментальных средств, каковым является, например, среда MatLab. В частности, проанализированы факторы, определяющие длительность моделирования при заданном уровне точности искомых результатов.
Бардушко
Валерий Данилович
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Электроснабжение железнодорожного транспорта», ИрГУПС.
58-62
Транспортная энергетика

В статье рассмотрены особенности расчета нестационарных волновых процессов в системе тягового электроснабжения. Математическая модель для расчета волновых процессов в контактных сетях построена на основе модификации преобразования Лапласа в сочетании с использованием рядов Фурье. Осуществлено моделирование системы электроснабжения для выявления особенностей волновых процессов в тяговых сетях.
Пашкова
Наталья Викторовна
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Теоретическая электротехника», ОмГУПС.
63-69
Транспортная энергетика

В работе выполнен анализ причин возникновения погрешностей измерения сдвигов фаз гармоническихсоставляющих в тяговых сетях электроснабжения железнодорожного транспорта и описан способ повышения точности измерения.
Петров
Владимир Владимирович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Автоматика и системы управления», ОмГУПС.
Когут
Алексей Тарасович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Автоматика и системы управления», ОмГУПС.
Лаврухин
Андрей Александрович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Автоматика и системы управления», ОмГУПС.
69-77
Информационные технологии, автоматика, связь, телекоммуникации

В статье рассматриваются устойчивость и точность восстановления сигналов при периодически неравномерной дискретизации с использованием базисных функций sinc. Точность и устойчивость рассмотрены для различных порядков системы преобразования, периода между базисными функциями, смещения базисных функций относительно восстанавливаемого отсчета.
Фирсанов
Константин Александрович
Аспирант кафедры «Системы передачи информации», ОмГУПС.
77-83
Информационные технологии, автоматика, связь, телекоммуникации

Разработаны алгоритмы и моделирующая программа, позволяющие оценивать показатели финансово-технологического риска, основанного на случайном процессе динамического риска.
Краковский
Юрий Мечеславович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Информационные системы», ИрГУПС.
Лукьянов
Дмитрий Анатольевич
Кандидат технических наук, ИрГУПС.
Начигин
Александр Владимирович
Аспирант ИрГУПСа.
84-88
Путь и искусственные сооружения

В статье рассмотрены некоторые аспекты испытания грунтов штампом для определения несущей способности свай. Предложены методики испытания свай-оболочек штампом с анкеровкой за оболочку или за обсадную трубу будущей сваи. Такой способ позволяет оценивать сопротивление сваи по ее концу и боковой поверхности.
Скоркин
Владимир Федорович
Старший научный сотрудник, СГУПС.
Стефанов
Александр Борисович
Старший научный сотрудник, СГУПС.
Дубинин
Владимир Григорьевич
Заместитель главного инженера, ОАО «Мостострой-13».
Кайгородов
Александр Романович
Ведущий инженер, СГУПС.
88-94
Путь и искусственные сооружения

В статье предлагается метод измерения поперечных перемещений рельсов. Сделана априорная оценка погрешности метода. Предложены вариант датчика и концепция построения аппаратуры.
Суровин
Павел Геннадьевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительная механика», СГУПС.
94-102
Путь и искусственные сооружения

Выполнен анализ отказов буксовых узлов тележек грузовых вагонов на сети ОАО «Российские железные дороги» за период с 2010 по 2012 г. Выявлены недостатки данного узла известной конструкции тележки грузового вагона модели 18-100. Определены вертикальные, горизонтальные и продольные нагрузки, действующие на буксовый узел. Выполнено математическое моделирование динамической нагруженности ролика буксового подшипника под воздействием радиальной нагрузки. Оценено влияние динамических нагрузок и дефектов в роликах подшипников буксового узла на безопасность движения вагона.
Галиев
Ильхам Исламович
Президент ОмГУПСа, заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Теоретическая механика», ОмГУПС.
Николаев
Виктор Александрович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Теоретическая механика», ОмГУПС.
Сергеев
Борис Борисович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», ОмГУПС.
Самохвалов
Евгений Александрович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Теоретическая механика», ОмГУПС.
Лукс
Дмитрий Юрьевич
Аспирант кафедры «Теоретическая механика», ОмГУПС.
102-110
Управление перевозочными процессами и безопасность движения поездов

При перевозке короткоштабельных лесных грузов на специализированных платформах-«хлыстовозах» у грузоотправителей возникают проблемы с разработкой технической документации на размещение и крепление этих грузов, так как в нормативных документах отсутствуют данные о допускаемых изгибающих моментах в рамах таких платформ. В статье авторами предложен и обоснован метод расчета по распределению общей массы лесоматериалов по штабелям на платформе-«хлыстовозе», который может быть использован при перевозке других штабельных грузов.
Псеровская
Елена Дмитриевна
Кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Логистика, коммерческая работа и подвижной состав», СГУПС.
Чуйкова
Ольга Юрьевна
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Логистика, коммерческая работа и подвижной состав», СГУПС.
Желдак
Константин Валентинович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Логистика, коммерческая работа и под-вижной состав», СГУПС.
110-115
Управление перевозочными процессами и безопасность движения поездов

Статья рассматривает возможность модернизации существующей системы управления охраны труда во взаимосвязи с используемой на сети железных дорог методологией управления ресурсами и рисками на всех этапах жизненного цикла объектов и техники на основе анализа надежности («УРРАН»). На практических примерах показана возможность использования системы управления профессиональными рисками в решении задач повышения безопасности производственных процессов на транспорте.
Аксенов
Владимир Алексеевич
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Техносферная безопасность», МИИТ.
Потапов
Петр Николаевич
Первый заместитель начальника департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД».
Завьялов
Антон Михайлович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Железнодорожная автоматика, телемеханика и связь», заместитель начальника отдела информатизации Российской открытой академии транспорта, МИИТ.
115-123
Организация производства на транспорте