• Рус Русский
  • Eng English (UK)

Ежеквартальный журнал, учережденный ОмГУПСом. Св-ва СМИ: ПИ № ФС77-36469 от 03 июня 2009 г., ПИ № ФС77-49218 от 30 марта 2012 г., ПИ № ФС77-66605 от 21 июля 2016 г., ПИ № ФС77-71514 от 01 ноября 2017 г. и ПИ № ФС77-75780 от 23 мая 2019 г. ISSN: 2220-4245. Индекс «Роспечать»: 66087.
Журнал включен в РИНЦ и входит в перечень ВАК.

Известия Транссиба №4(20), 2014

Представлены результаты исследований по изучению условий движения высокоскоростных поездов с активной и пассивной системами наклона кузовов вагонов в кривых участках железнодорожного пути с учетом организации движения и эксплуатации электропоезда «Afrosiyob» на участке Ташкент - Самарканд Узбекской высокоскоростной железной дороги.
Аблялимов
Олег Сергеевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство», ТашИИТ.
2-9
Подвижной состав железных дорог

При моделировании систем тягового электроснабжения, отражающем электрические процессы взаимодействия системы тягового электроснабжения и подвижных электрических нагрузок (электровозов и электропоездов), одним из элементов которых является организация имитации передвижения поездов в пространстве. Эффект перемещения поездов в имитационном моделировании (ИМ) в среде MatLab по заданному графику движения на анализируемом участке приводит к необходимости последовательного переключения моделей электроподвижного состава (ЭПС) к тяговой сети таким образом, что реализуется эффект его перемещения по участку. Однако в этом случае возникают процессы, реально не имеющие места в действительности. Это связано с реализацией дискретного способа моделирования перемещения, характеризующегося тем, что ЭПС, находящийся на одной ячейке - модели тяговой сети
в один момент времени, в последующий скачком переходит на другую. При этом ЭПС предыдущей ячейки отключается, а на ячейку следующей включается. При этом возникают не существующие в действительности процессы коммутации, искажающие результаты исследований. Методу снижения отрицательных последствий от таких искажений и посвящена данная статья.
Бардушко
Валерий Данилович
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Электроэнергетика транспорта», ИрГУПС.
Ушаков
Владислав Анатольевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроэнергетика транспорта», ИрГУПС.
10-18
Подвижной состав железных дорог

Предложена формальная методика построения приближенной математической модели связи закона подачи топлива и индикаторного процесса сгорания с учетом преимущественно физических свойств жидкого топлива: вязкости, плотности, сжимаемости и поверхностного натяжения, влияющих на цикловую подачу при других заданных константах горючего.
Ведрученко
Виктор Родионович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Теплоэнергетика», ОмГУПС.
Крайнов
Василий Васильевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Теплоэнергетика», ОмГУПС.
Лазарев
Евгений Сергеевич
Аспирант кафедры «Теплоэнергетика», ОмГУПС.
18-29
Подвижной состав железных дорог

В статье рассмотрены существующие способы решения проблемы по повышению степени очистки сжатого воздуха в тормозной системе подвижного состава. Представлены недостатки данных способов и предложен принципиально новый способ очистки сжатого воздуха, ранее не применяемый на подвижном составе.
Матяш
Юрий Иванович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», ОмГУПС.
Кирпиченко
Евгений Михайлович
Преподаватель кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», ОмГУПС.
Клюка
Владислав Петрович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», ОмГУПС.
30-34
Подвижной состав железных дорог

В статье рассмотрены этапы реализации комплексной системы бесконтактного теплового контроля основных узлов и систем тепловозов. Представлены разработанные методики оценки технического состояния секций холодильников, электрических машин и топливной аппаратуры высокого давления тепловозов с использованием тепловизионного метода контроля.
Овчаренко
Сергей Михайлович
Доктор технических наук, ректор университета, заведующий кафедрой «Локомотивы», ОмГУПС.
Балагин
Олег Владимирович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Локомотивы», ОмГУПС.
Балагин
Дмитрий Владимирович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Локомотивы», ОмГУПС.
35-40
Подвижной состав железных дорог

Приводятся результаты исследования возможности применения искусственных нейронных сетей в задачах идентификации предотказного состояния дизеля типа Д49 по результатам спектрального анализа картерного масла. Полученные результаты необходимы для разработки программного обеспечения по оценке степени износа деталей тепловозного дизеля по результатам спектрального анализа моторного масла.
Овчаренко
Сергей Михайлович
Доктор технических наук, ректор университета, заведующий кафедрой «Локомотивы», ОмГУПС.
Минаков
Виталий Анатольевич
Аспирант кафедры «Локомотивы», ОмГУПС.
Ведрученко
Виктор Родионович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Теплоэнергетика», ОмГУПС.
40-46
Подвижной состав железных дорог

В статье приведены усовершенствованные методики аэродинамических натурных и лабораторных испытаний токоприемника. Предложено считать плотность среды ее интегральным показателем. Рассматривается влияние плотности воздуха на приведенные виды испытаний и обоснована необходимость внесения поправок при анализе результатов для корректной обработки полученных данных.
Смердин
Александр Николаевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», ОмГУПС.
Чепурко
Алексей Евгеньевич
Преподаватель кафедры «Безопасность жизнедеятельности и экология», ОмГУПС.
Горюнов
Владимир Николаевич
Доктор технических наук, профессор кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий», ОмГТУ.
46-54
Подвижной состав железных дорог

В статье рассмотрена программа проведения испытаний асинхронных тяговых двигателей подвижного состава железных дорог. На основании рекомендаций государственных стандартов по испытаниям асинхронных двигателей составлен алгоритм проведения испытаний, учитывающий предложенные схемные решения и функциональные возможности основных средств испытаний.
Харламов
Виктор Васильевич
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.
Мельк
Владимир Оскарович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Подвижной состав железных дорог», ОмГУПС.
Попов
Денис Игоревич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.
Литвинов
Артем Валерьевич
Преподаватель кафедры «Локомотивы», ОмГУПС.
54-61
Подвижной состав железных дорог

Рассматриваются особенности взаимодействия элементов динамического гасителя колебаний в виде твердого тела с двумя степенями свободы. Показано, что динамический гаситель интерпретируется в структуре механической колебательной системы с объектом защиты как дополнительная отрицательная связь, которая может быть представлена обобщенной пружиной. Динамическая жесткость обобщенной пружины зависит от частоты внешнего возмущения и определяет проявления динамических свойств, характерных для режимов динамического гашения колебаний. Обобщенная пружина обладает свойствами квазипружины, что создает возможности различных преобразований структуры системы. Предлагается введение понятия обобщенного передаточного отношения рычажных связей, возникающих между координатами движения элементов динамического гасителя. Формы передаточных отношений рычажных связей находятся во взаимно однозначном соответствии с системой выбранных координат. Передаточные отношения рычажных связей позволяют детализировать формы взаимных движений элементов системы. Разработан метод построения математических моделей для оценки рычажных свойств движений механических колебательных систем.
Хоменко
Андрей Павлович
Доктор технических наук, профессор, ректор ИрГУПСа.
Елисеев
Сергей Викторович
Доктор технических наук, профессор, г. н. с. - директор Научно-образовательного цент-ра современных технологий, системного анализа и моделирования, ИрГУПС.
Каимов
Евгений Витальевич
Младший научный сотрудник Научно-образовательного центра современных технологий, системного анализа и моделирования, ИрГУПС.
61-71
Подвижной состав железных дорог

В статье с позиций единого жизненного цикла тепловозов, от создания до списания, рассмотрены основные факторы, влияющие на уровень их надежности. Значение этих факторов даст возможность связать математической моделью потенциальный уровень надежности, закладываемый в техническом задании на проектирование новых тепловозов, с фактической надежностью в конкретных условиях эксплуатации и на этой основе определить оптимальные параметры системы технического обслуживания и ремонта, соответствующие максимальной эффективности использования тепловоза за весь жизненный цикл.
Четвергов
Виталий Алексеевич
Доктор технических наук, профессор кафедры «Локомотивы», ОмГУПС.
Балагин
Дмитрий Владимирович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Локомотивы», ОмГУПС.
Балагин
Олег Владимирович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Локомотивы», ОмГУПС.
72-79
Подвижной состав железных дорог

В данной статье рассматривается алгоритм, позволяющий оценить эффективность внедрения энергосберегающих устройств и технологий в системах тягового и нетягового электроснабжения. С помощью методов математической статистики произведена оценка эффективности внедрения энергосберегающего устройства в системе тягового электроснабжения. В соответствии с алгоритмом представлены результаты расчетов.
Гателюк
Олег Владимирович
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Высшая математика», ОмГУПС.
Комяков
Александр Анатольевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Теоретическая электротехника», ОмГУПС.
Эрбес
Виктор Владимирович
Аспирант кафедры «Теоретическая электротехника», ОмГУПС.
79-85
Транспортная энергетика

Статья посвящена совершенствованию методов исследования опор контактной сети на предмет их коррозионного разрушения. В качестве исследуемого объекта используются бетонные образцы, изготовленные в заводских условиях в соответствии с технологией изготовления железобетонных опор контактной сети и позволяющие моделировать физические процессы, происходящие в реальных опорах. В статье описан процесс изготовления лабораторных образцов железобетонных опор контактной сети. Выполнен анализ переходного процесса для схемы замещения бетонного образца. В результате получены формулы и разработана методология для расчета параметров границы раздела «арматура - бетон». Достоверность схемы замещения подтверждена путем построения теоретической зависимости тока от времени и сравнения ее с экспериментальной.
Кандаев
Василий Андреевич
Доктор технических наук, профессор кафедры «Инфокоммуникационные системы и информационная безопасность», ОмГУПС.
Авдеева
Ксения Васильевна
Кандидат технических наук, преподаватель кафедры «Инфокоммуникационные системы и информационная безопасность», ОмГУПС.
Пономарев
Антон Витальевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Теоретическая электротехника», ОмГУПС.
85-92
Транспортная энергетика

В статье приведены результаты моделирования и натурного испытания прибора для дистанционного контроля изоляторов контактной сети железнодорожного транспорта. Рассмотрены основные причины пробоя изоляторов. Приведена статистика отказов изоляторов контактной сети. Участок контактной сети представлен в виде модели линии с распределенными параметрами. Для создания виртуальной модели устройства и линии была выбрана программа Multisim 12.0. Описана структурная схема прибора для дистанционного контроля изоляторов контактной сети. Представлена схема проведения эксперимента на участке контактной сети полигона ОмГУПСа. Выбрана форма диагностирующих импульсов для определения возможного места положения неисправного изолятора.
Кузнецов
Андрей Альбертович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Теоретическая электротехника», ОмГУПС.
Кузьменко
Антон Юрьевич
Инженер кафедры «Теоретическая электротехника», ОмГУПС.
92-97
Транспортная энергетика

В связи с негативными последствиями, вызываемыми неисправностью изоляторов в воздушных линиях 6 - 10 кВ, предложено контролировать состояние штыревого изолятора устройством, срабатывающим при прохождении через изолятор тока пробоя. Описана работа устройства для определения дефектов изоляторов. Приведены схемы замещения подключения сигнального устройства к изолятору ВЛ. Рассмотрены основные процессы, происходящие в системе «изолятор - опора ВЛ» в исправном состоянии и при наличии дефекта с учетом геометрической емкости, тока абсорбции, тока сквозной проводимости, включенных в составляющие поверхностного тока пробоя.
Несенюк
Татьяна Анатольевна
Аспирант, старший преподаватель кафедры «Электроснабжение транспорта», УрГУПС.
Сергеев
Борис Сергеевич
Доктор технических наук, профессор кафедры «Электрические машины», УрГУПС.
Сухогузов
Александр Петрович
Кандидат технических наук, профессор, руководитель секции «Основы электротехники» кафедры « Электрические машины», УрГУПС.
97-104
Транспортная энергетика

Выполнен анализ допустимого диапазона флюктуации фазы сигнала на входе цифрового измерительного устройства при исследовании фазовых соотношений в тяговых сетях электроснабжения железнодорожного транспорта, характеризующихся высоким уровнем помех.
Петров
Владимир Владимирович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Автоматика и системы управления», ОмГУПС.
Когут
Алексей Тарасович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Автоматика и системы управления», ОмГУПС.
Лаврухин
Андрей Александрович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Автоматика и системы управления», ОмГУПС.
105-111
Информационные технологии, автоматика, связь, телекоммуникации

Работа посвящена экспериментальному исследованию земляного полотна из отсыпанного из лессовидной супеси, а именно особенностям вибродинамического воздействия, возникающего при прохождении подвижного состава, установлению характера затухания колебаний, полученных аналитического выражения, которая может быть использована для оценки несущей способности земляного полотна к вибродинамической нагрузке.
Абдукаримов
Абдувахоб Макамбаевич
Кандидат технических наук, ассистент кафедры «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», ТашИИТ.
112-118
Путь и искусственные сооружения

Представлены методика и результаты исследований информации, получаемой вагонами-путеизмери-телями о состоянии рельсовой колеи, для планирования путевых работ по устранению неисправностей пути. Проанализированы виды, степени неисправностей по существующей методике их оценки, а также длина отступлений от норм содержания рельсовой колеи, что стало возможным при использовании последних версий программного обеспечения путеизмерителей системы КВЛ-П. Определены объем и очередность производства ремонтно-путевых работ: неотложных, первоочередных и плановых в зависимости от конструкции пути и времени года. Сделан вывод о работоспособности и действенности представленной методики.
Карпущенко
Николай Иванович
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Путь и путевое хозяйство», СГУПС.
Быстров
Антон Викторович
Аспирант, инженер научно-исследовательской лаборатории «Путеиспытательная», СГУПС.
Труханов
Павел Станиславович
Аспирант, инженер научно-исследовательской лаборатории «Путеиспытательная», СГУПС.
118-123
Путь и искусственные сооружения