Название статьи

Выбор метода численного моделирования токоприемника электроподвижного состава

Журнал: Известия Транссиба №2(26), 2016
Раздел журнала: Транспортная энергетика
Страницы: 107-112
Авторы: О. А. Сидоров
УДК: 621.336.322
Библиографическое описание статьи
Сидоров, О. А. Выбор метода численного моделирования токоприемника электроподвижного состава [Текст] / О. А. Сидоров, И. Л. Саля // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. – Омск. – 2016. – №2(26). – C. 107 – 112.

Аннотация

Реальный процесс взаимодействия токоприемника с контактной подвеской связан со случайными процессами. Основными факторами, воздействующими на токоприемник, являются колебания подвижного состава на уровне установки токоприемника, аэродинамическое воздействие, нестабильность динамических свойств токоприемника и контактной подвески и т. д. Ввиду множества влияющих на токосъем факторов теоретически исследовать динамическую систему «токоприемник - контактная подвеска» в полном объеме сложно. Более рациональным для теоретических исследований и достаточным для практического использования является рассмотрение детерминированных процессов. При численном моделировании токоприемников наиболее распространены следующие типы расчетных схем (моделей): схема с малым числом степеней свободы и приведенными массами; схема, состоящая из элементов, описываемых массами и геометрическими размерами реального токоприемника; модели токоприемника, созданные в специализированных CAD-системах, которые детально описывают геометрические размеры и физические свойства каждого элемента токоприемника. При проектировании устройств токосъема необходимым является расчет взаимодействия токоприемника с контактной подвеской. Контактная подвеска в расчетах учитывается в виде сосредоточенной массы, взаимодействующей с полозом токоприемника, или в виде пространственной системы, составленной из упругих элементов конечной длины (контактная подвеска с распределенными параметрами). Второй тип модели контактной подвески активно используется в расчете взаимодействия с первыми двумя типами рассмотренных моделей токоприемников. Однако данный тип модели контактной подвески не может быть использован в CAD-системе, так как такие системы в настоящее время не позволяют выполнять динамические расчеты с учетом деформаций и волновых процессов в контактной подвеске. С учетом особенностей каждого из представленных видов моделей токоприемника предложена методика выбора модели токоприемника в зависимости от цели моделирования.

Список используемой литературы

Численное моделирование динамики токоприемника при взаимодействии с контактной подвеской [Текст] / Е. В. Авотин, Н. В. Миронос и др. // Вестник ВНИИЖТа / ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта». - М., 2008. - № 3. - С. 42 - 45.
Сидоров, О. А. Применение рациональных методик оценки качества токосъема магистральных электрических дорог [Текст] / О. А. Сидоров, А. Н. Смердин, В. А. Жданов // Транспорт Урала / Уральский гос. ун-т путей сообщения. - Екатеринбург. - 2011. - № 3. - С. 33 - 43.
Schär R. Active Control of the Pantograph-Catenary Interaction in a Finite Element Model // Master Thesis / Eidgenössische Technische Hochschule Zürich, 2013.
Farhangdoust S. Modeling of the Pantograph-Catenary dynamic stability / S. Farhangdoust, M. Farahbakhsh, M. Shahravi // Technical Journal of Engineering and Applied Sciences (3-14), Tehran, 2013.