Название статьи
Определение максимальной температуры на поверхности катания колеса при его кратковременном движении по рельсу юзом
Журнал:
Известия Транссиба №3(47), 2021
Раздел журнала:
Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация
Страницы: 89-97
УДК: 625.032.37
Библиографическое описание статьи
Обрывалин, А. В. Определение максимальной температуры на поверхности катания колеса при его кратковременном движении по рельсу юзом [Текст] /
А. В. Обрывалин, М. И. Бисерикан, И. И. Галиев // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. – Омск. –
2021. – №3(47). – C. 89 – 97.
Аннотация
В статье рассматривается вопрос образования на поверхности катания вагонных колес при их движении по рельсу юзом дефектов термомеханического происхождения (ползунов), так как такого рода дефекты в большей степени влияют на безопасность движения. Кроме того, такие дефекты на поверхности катания колеса трудно устранимы в ремонтном производстве. Известно, что ползун образуется при заклинивании колеса и его поступательном движении (скольжении) по рельсу, так называемом юзе. В результате этого в области контакта колеса и рельса наблюдается интенсивное изнашивание материала колеса как более мягкого элемента, при этом образуется площадка износа (ползун). Ползун оценивается таким параметром, как его глубина относительно поверхности катания колеса. Приведен алгоритм расчета глубины ползуна при условии кратковременного движения колеса по рельсу юзом. Определены исходные данные и выполнен расчет с построением графиков, отражающих зависимость глубины ползуны от скорости движения подвижного состава и нагрузки на ось колесной пары при кратковременном юзе. Описана методика расчета максимальных температур в паре трения скольжения «колесо - рельс». Рассчитаны значения максимальных температур в пятне контакта при движении колеса по рельсу юзом. По результатам расчетов построены графики изменения максимальных температур на поверхности катания колеса в области трения о рельс при различных условиях эксплуатации. Дана оценка возможности косвенного определения глубины упрочненного слоя металла в области ползуна в зависимости от его размеров, измеренных при поступлении колесной пары в ремонт.