Название статьи

Повышение нагрузочной способности токоприемников электроподвижного состава за счет совершенствования системы охлаждения полоза

Библиографическое описание статьи
Лукьянова, О. А. Повышение нагрузочной способности токоприемников электроподвижного состава за счет совершенствования системы охлаждения полоза [Текст] / О. А. Лукьянова, А. Н. Тарасов, И. Е. Чертков, А. В. Тарасенко // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. – Омск. – 2025. – №1(61). – C. 23 – 35.

Аннотация

При увеличении мощности современного электроподвижного состава, обеспечивающего грузо- и пассажироперевозки, остается актуальной проблема передачи больших тяговых токов, вызванная низкой нагрузочной способностью токоприемников, что может привести к перегреву и отжигу контактных вставок с последующим снижением их прочности, отслоением графита от медной оболочки, повышенным износом. В статье рассмотрена классификация различных способов повышения нагрузочной способности токоприемников, наиболее перспективным из которых является охлаждение их полозов. К недостаткам известных активных и пассивных систем охлаждения полозов можно отнести необходимость применения для отведения тепла от нагретых частей дополнительных механизмов и узлов, которые эффективно работают только или при движении электроподвижного состава, или на стоянке. Для устранения указанного недостатка авторами предложено техническое решение полоза токоприемника, оборудованного тепловыми трубками и способного успешно функционировать в различных режимах работы электроподвижного состава. Для проверки работоспособности предложенного технического решения создана его математическая модель в программной среде SolidWorks, которая с помощью приложения FlowSimulation позволяет моделировать протекающие в полозе токоприемника тепловые процессы. При использовании тепловых трубок в конструкции полоза температура нагрева по его длине распределяется более равномерно, тем самым улучшая условия рассеивания тепла в окружающую среду, что позволит пропускать более высокие токи нагрузки. Результаты математического моделирования тепловых процессов в полозе токоприемника в программной среде SolidWorks подтверждены экспериментальными исследованиями на специализированной установке. Применение предложенного устройства способствует более равномерному распределению тепла по поверхности полоза, снижая нагрев контактных вставок и повышая нагрузочную способность токоприемника и надежность его работы в условиях скоростного, высокоскоростного и тяжеловесного движения поездов.

Список используемой литературы

1. Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года // mintrans.gov.ru : сайт. - Текст : электронный. - URL: https://mintrans.gov.ru/documents/1/1010?ysclid=m88h4nz9f0181640924 (дата обращения: 24.02.2025). @@ Strategiia razvitiia zheleznodorozhnogo transporta v RF do 2030 goda [Strategy for the development of railway transport in the Russian Federation until 2030]. Available at: https://mintrans.gov.ru/documents/1/1010?ysclid=m88h4nz9f0181640924 (accessed 24.02.2025).
2. ГОСТ 32204-2013. Токоприемники железнодорожного электроподвижного состава. Общие технические условия. - Москва : Стандартинформ, 2014. - 24 с. - Текст : непосредственный. @@ GOST 32204-2013. Current collectors of railway electric rolling stock. General specifications. Moscow, Standartinform Publ., 2014. 24 p. (In Russian).
3. Тюрнин, П. Г. Экспериментальное определение токовой нагрузочной способности токоприемника / П. Г. Тюрнин, Н. В. Миронос, М. Н. Изергина. - Текст : непосредственный // Токосъем и тяговое электроснабжение при высокоскоростном движении на постоянном токе. - Москва : Интекст, 2010. - С. 138-144. - EDN UWBYFR. @@ Tyurnin, P.G. Experimental determination of the current-carrying capacity of a current collector. Tokos"yem i tyagovoye elektrosnabzheniye pri vysokoskorostnom dvizhenii na postoyannom toke - Current collection and traction power supply for high-speed movement with direct current. Moscow, Intext Publ., 2010, pp. 138-144. EDN UWBYFR. (In Russian).
4. Купцов, Ю. Е. Беседы о токосъеме, его надежности, экономичности и о путях совершенствования / Ю. Е. Купцов. - Москва : Модерн-А, 2001. - 256 с. - Текст : непосредственный. @@ Kuptsov Yu.E. Besedy o tokos"eme, ego nadezhnosti, ekonomichnosti i o putiakh sovershenstvovaniia [Conversations about current collection, its reliability, efficiency and ways of improvement]. Moscow, Modern-A Publ., 2001, 256 p. (In Russian).
5. Утепбергенова, С. М. Повышение эффективности использования электровозов при продолжительном режиме работы в условиях тяжеловесного движения : специальность 05.22.07 «Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Утепбергенова Сандугаш Мырзабековна ; Омский государственный университет путей сообщения. - Омск, 2020. - 173 с. - Текст : непосредственный. @@ Utepbergenova S.M. Povyshenie effektivnosti ispol'zovaniia elektrovozov pri prodolzhitel'nom rezhime raboty v usloviiakh tiazhelovesnogo dvizheniia (Increasing the efficiency of using electric locomotives in continuous operation under heavy-haul traffic conditions). Doctor’s thesis, Omsk, OSTU, 2020, 173 p. (In Russian).