Название статьи

Влияние вязкого элемента, включенного в систему масс упругих элементов железнодорожного пути, на его жесткость

Библиографическое описание статьи
Сычева, А. В. Влияние вязкого элемента, включенного в систему масс упругих элементов железнодорожного пути, на его жесткость [Текст] / А. В. Сычева, Д. В. Овчинников, В. П. Сычев // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. – Омск. – 2025. – №2(62). – C. 41 – 48.

Аннотация

Предмет исследований - подрельсовое основание, содержащее вязкий элемент. Цель исследования - оценка влияния на общую жесткость железнодорожного пути включения в его упругую систему (рельсы, шпалы, балласт и т. д.) вязкого элемента. Конструкция подрельсового основания с вязким элементом описывается обобщенной моделью Максвелла и содержит оболочку, наполняемую ньютоновой жидкостью, в частности, воздухом. Рассматривались пневматические оболочки с разной толщиной. Моделирование проводилось в среде конечно-элементного анализа. Построены математические модели участка пути с подрельсовым устройством, содержащим пневмооболочку. Результаты расчетов показали отсутствие резкого увеличения внутренних силовых факторов и концентрации напряжений в характерных сечениях пути при укладке подрельсового основания с пневматическим элементом. Изменение общей жесткости в вертикальной плоскости не привело к существенному изменению изгибных напряжений в кромках рельсов. При малой толщине оболочки изгибные напряжения в верхней области шпалы уменьшаются до 35 %, а в нижней области шпалы на 15 %. Максимальный рост изгибных напряжений в оболочках до 8 % наблюдается при резком перепаде толщин оболочек. Сжимающие напряжения на шпале в подрельсовой зоне увеличиваются при малой толщине оболочки устройства из-за перераспределения усилий на меньшее количество подрельсовых опор при изменении общей жесткости конструкции. Увеличение толщины оболочек до 40 см приводит к росту механических напряжений до 20 %, что является допускаемым значением с большим запасом. Применение подрельсовых оснований с вязким элементом рекомендуется для временного железнодорожного пути при его укладке взамен балласта и шпал, что позволяет оперативно уложить путь и также оперативно демонтировать его.

Список используемой литературы

1. Расчеты и проектирование железнодорожного пути / В. В. Виноградов, А. М. Никонов, Т. Г. Яковлева [и др.]; под ред. В. В. Виноградова и А. М. Никонова. - Москва : Маршрут, 2003. - 486 с. - Текст : непосредственный. - EDN QNQWZR. @@ Vinogradov V.V. and Nikonov A.M. ed. Raschety i proektirovanie zheleznodorozhnogo puti [Calculations and design of a railway track]. Moscow : Marshrut Publ., 2003, 486 p. EDN QNQWZR. (In Russian).
2. Вериго, М. Ф. Имитационное моделирование сил взаимодействия экипажа и пути / М. Ф. Вериго, Г. И. Петров, В. В. Хусидов. - Текст: непосредственный // Бюллетень ОСЖД. - Варшава, 1995. - № 6/93(212). - С. 3-8. @@ Verigo M.F., Petrov G.I., Khusidov V.V. Simulation of the forces of interaction between the crew and the path. Biulleten' OSZhD - OSZhD Bulletin, 1995, no. 6/93(212), pp. 3-8. (In Russian).
3. Сычева, А. В. Управление жесткостью пути на переходных участках / А. В. Сычева, А. А. Локтев, В. П. Сычев. - Текст: непосредственный // Путь и путевое хозяйство. - 2021. - № 2. - С. 16-20. - EDN BDXXXI. @@ Sycheva A., Loktev A., Sychev V. Railway track stiffness control on transitional sections. Put' i putevoe khoziaistvo - Railway Track and Facilities, 2021, no. 2, pp. 16-20. EDN BDXXXI. (In Russian).
4. Овчинников, Д. В. 3D-моделирование напряженно-деформированного состояния элементов пути / Д. В. Овчинников. - Текст : непосредственный // Железнодорожный транспорт. - 2023. - № 3. - С. 50-53. - EDN YIKCZQ. @@ Ovchinnikov D.V. 3D-modeling of the stress-strain state of track elements. Zheleznodorozhnyi transport - Railway transport, 2023, no. 3, pp. 50-53. EDN YIKCZQ. (In Russian).
5. Оценка напряженно-деформированного состояния рельсов при различных условиях эксплуатации на основе моделирования методом конечных элементов / А. Ю. Абдурашитов, Д. В. Овчинников, В. П. Сычев, А. В. Сычева. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2023. - № 1 (53). - С. 62-73. - EDN BIARZU. @@ Abdurashitov A.Yu., Ovchinnikov D.V., Sychev V.P., Sycheva A.V. Estimation of the stress-strain state of rails under various operating conditions based on finite element modeling. Izvestiia Transsiba - Journal of Transsib Railway Studies, 2023, no. 1(53), pp. 62-73. EDN BIARZU. (In Russian).