Название статьи
О прогнозировании расхода электроэнергии на тягу поездов с использованием регрессионных моделей, дифференцированных по типам грузовых поездов
Журнал:
Известия Транссиба №2(62), 2025
Раздел журнала:
Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте
Страницы: 80-90
УДК: 629.41
Библиографическое описание статьи
Витовская, В. В. О прогнозировании расхода электроэнергии на тягу поездов с использованием регрессионных моделей, дифференцированных по типам грузовых поездов [Текст] /
В. В. Витовская, О. В. Гателюк // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. – Омск. –
2025. – №2(62). – C. 80 – 90.
Аннотация
В современных условиях работы предприятий транспортной отрасли, где важным аспектом является энергоэффективная организация производственных процессов, важно учитывать характеристики этих процессов, влияющие на потребление энергоресурсов. Статья посвящена обоснованию необходимости учета характеристик различных типов грузовых поездов при организации системы управления расходом энергоресурсов на их тягу. В статье представлены результаты проверки однородности выборок данных о величине удельного расхода электроэнергии на тягу грузовых поездов различного типа по диапазонам величины средней осевой нагрузки вагона в составе на одном из участков работы локомотивных бригад ОАО «РЖД». С помощью метода пошаговой регрессии с исключением переменных были разработаны регрессионные модели для различных типов грузовых поездов, описывающие потребление электроэнергии на тягу. Виды регрессионных уравнений для различных типов грузовых поездов различаются при сравнении их в одинаковых диапазонах величины средней осевой нагрузки. Это подчеркивает важность использования индивидуального подхода к каждому типу поезда при управлении расходом энергоресурсов. Оценка качества регрессионных моделей, созданных на основе данных о поездках каждого типа грузового поезда в отдельности и на основе обобщенных данных о поездках грузовых поездов, показала, что деление данных на кластеры по типам грузовых поездов повышает качество моделей прогнозирования величины удельного расхода на тягу поездов. Таким образом, результаты исследования могут быть использованы для повышения качества деятельности по управлению расходом энергоресурсов на тягу поездов.
Список используемой литературы
1. Fischer, S. (2015). Traction energy consumption of electric locomotives and electric multiple units at speed restrictions. Acta Technica Jaurinensis, 8(3), 240-256. https://doi.org/10.14513/actatechjaur.v8.n3.384.
2. Siroki J., Nachtigall P., Tischer E., Schejbal K., Michalek T. The modelling of traction energy consumption of a container train, Transportation Research Procedia, 2024, vol. 77, pp. 76-84. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2024.01.010.
3. Попов, К. М. Учет фактора температуры атмосферного воздуха при определении нормативного расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов / К. М. Попов. - Текст : непосредственный // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. - 2018. - Т. 77. - № 6. - С. 375-381. - DOI 10.21780/2223-9731-2018-77-6-375-381. - EDN YQNWXZ. @@ Popov K.M. Consideration of the temperature factor of atmospheric air when determining standard consumption of fuel and energy resources for train traction. Vestnik Nauchno-issledovatel'skogo instituta zheleznodorozhnogo transporta - Russian Railway Science Journal, 2018, vol. 77, no. 6, pp. 375-381. DOI 10.21780/2223-9731-2018-77-6-375-381. EDN YQNWXZ. (In Russian).
4. Гребнев, И. А. К оценке влияния ветровой нагрузки на грузовой поезд / И. А. Гребнев, О. Е. Пудовиков. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2022. - № 4 (52). - С. 13-22. - EDN CGNNYZ. @@ Grebnev I.A., Pudovikov O.E. On the estimation of the influence of wind load on a freight train. Izvestiia Transsiba - Journal of Transsib Railway Studies, 2022, no. 4(52), pp. 13-22. EDN CGNNYZ. (In Russian).
5. Alfares, H. K., & Nazeeruddin, M. (2002). Electric load forecasting: literature survey and classification of methods.International journal of systems science, 33(1), 23-34. https://doi.org/10.1080/00207720110067421.
6. Сидорова, Е. А. Применение регрессионных моделей для прогнозирования удельного расхода электроэнергии на тягу поездов / Е. А. Сидорова, А. И. Давыдов, С. О. Подгорная. - Текст : непосредственный // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2016. - № 5-2 (82). - С. 233-239. - EDN VXNEZD. @@ Sidorova E.A., Davydov A.I., Podgornaya S.O. Application of regression models for forecasting specific energy consumption for train traction. Novaia nauka: strategii i vektory razvitiia - New science: strategies and development vectors, 2016, no. 5-2(82), pp. 233-239. EDN VXNEZD. (In Russian).
7. Френкель, С. Я. Многофакторная модель расхода энергоресурсов в пассажирском движении / С. Я. Френкель, А. П. Дединкин, Р. К. Гизатуллин. - Текст : непосредственный // Вестник Белорусского государственного университета транспорта: наука и транспорт. - 2011. - № 1 (22). - С. 103-106. - EDN LQCCPY. @@ Frenkel S.J., Dedinkin A.P., Gizatullin R.K. Multifactor model energy consumption in passenger traffic. Vestnik Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta transporta: nauka i transport - Bulletin of the Belarusian State University of Transport: Science and Transport, 2011, no 1(22). pp. 103-106. EDN LQCCPY. (In Russian).
