Название статьи
Разработка модели ресурса и управление техническим состоянием асинхронного тягового двигателя электроподвижного состава
Журнал:
Известия Транссиба №1(45), 2021
Раздел журнала:
Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация
Страницы: 40-48
УДК: 621.3
Библиографическое описание статьи
Амиров, С. Ф. Разработка модели ресурса и управление техническим состоянием асинхронного тягового двигателя электроподвижного состава [Текст] /
С. Ф. Амиров, М. С. Якубов, У. Ш. Исраилов // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. – Омск. –
2021. – №1(45). – C. 40 – 48.
Аннотация
Проведен анализ влияния эксплуатационных режимов работы и развитие остаточного ресурса, выраженных через тепловой износ изоляции тягового асинхронного двигателя. Предметом исследования является получение новых закономерностей изменения остаточного ресурса изоляции обмотки статора, позволяющих определять удельный ресурс обмотки по каждому режиму тягового асинхронного двигателя. Целью работы является создание системы определения и оценки остаточного ресурса путем разработки методов и технических средств контроля и комплексной диагностики, а также теоретического обоснования с применением метода определения дополнительных тепловых износов изоляции обмотки статора с учетом совмещенного воздействия пускового переходного процесса, длительно допустимого графика нагрузки и предельно допустимого значения температуры. Для определения и оценки возможного остаточного ресурса использованы метод последовательного влияния пусковых переходных процессов, предельно допустимых графиков нагрузки, а также длительных перегрузок по максимальной допустимой температуре, имеющих место при различных режимных факторах при движении электроподвижного состава. Показана целесообразность определения функции неравномерной отработки ресурса, имеющего монотонный характер, и аппроксимируемых линейной двойной показательной и экспоненциальной функций. Экспериментально определены удельные коэффициенты пропорциональности, характеризующие снижение электрической прочности изоляции при последовательном чередовании предельно и длительно допустимых нагрузок и предельно допустимых значений температуры с последующим получением аналитической зависимости, предопределяющей ресурс изоляции. Показано, что определение и оценка остаточного ресурса при характерных режимах практически позволяют уточнить сроки проведения профилактических мероприятий, прогнозировать ожидаемую длительность безаварийной работы и упредить преждевременной выход асинхронного тягового двигателя из строя.