Название статьи

Влияние скорости движения поезда на размеры потерь мелкодисперсных углей от выдувания

Библиографическое описание статьи
Овчинников, Р. А. Влияние скорости движения поезда на размеры потерь мелкодисперсных углей от выдувания [Текст] / Р. А. Овчинников // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. – Омск. – 2025. – №2(62). – C. 20 – 29.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению вопроса обеспечения сохранности перевозимых на открытом подвижном составе мелкодисперсных углей за счет минимизации их потерь от выдувания. Разработана и исследована аэродинамическая модель процесса выдувания угля при его перевозке в полувагонах с применением специализированных программных комплексов в области исследования гидрогазодинамики (CFD), которая позволила численно оценить размеры потерь угля от выдувания с использованием данных об аэродинамических параметрах воздушных потоков, обтекающих поверхность груза. Исследование влияния скорости движения поезда на размеры потерь мелкодисперсных углей от выдувания производилось путем моделирования процесса выдувания при варьировании значения скорости поезда от 20 до 140 км/ч, что также позволило установить скорость начала выдувания мелких частиц груза - 40 км/ч. Данное значение скорости согласуется с полученным учеными НИИЖТа в ходе массовых опытных перевозок сыпучих грузов в 60-е - 70-е гг. прошлого столетия, что говорит об адекватности получаемых в ходе моделирования процесса выдувания результатов. Результаты исследования позволили получить численные зависимости размера потерь мелкодисперсных углей от выдувания при изменении скорости движения поезда, что является важным при выборе наиболее эффективных профилактических мероприятий. Дальнейшее уточнение полученных зависимостей для других мелкодисперсных сыпучих грузов видится возможным с использованием разработанной аэродинамической модели процесса выдувания как за счет конкретизации значения критической скорости выдувания отдельного сыпучего груза, так и за счет формирования соответствующей формы поверхности груза, характерной для определенного способа погрузки и параметров модели полувагона, влияющих на высоту погрузки, - не менее важный фактор, определяющий размеры потерь от выдувания.

Список используемой литературы

1. Объем погрузки основных видов грузов на железнодорожном транспорте (с 2005 г.) // Федеральная служба государственной статистики : rosstat.gov.ru : сайт - Текст : электронный. - URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (дата обращения: 23.04.2025). @@ Ob"em pogruzki osnovnykh vidov gruzov na zheleznodorozhnom transporte (s 2005 g.). Federal'naia sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Volume of loading of main types of cargo by rail transport (since 2005). Federal State Statistics Service]. Available at: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (accessed 23.04.2025).
2. Угольная отрасль России в 2023 году : delprof.ru : сайт. - Текст : электронный. - URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/ugolnaya-otrasl-rossii-v-2023-godu/?ysclid=mcivjjc9 ec198429254 (дата обращения: 25.04.2025). @@ Ugol'naia otrasl' Rossii v 2023 godu [Coal industry of Russia in 2023]. Available at: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/ugolnaya-otrasl-rossii-v-2023-godu/?ysclid=mcivjjc9 ec198429254 (accessed 25.04.2025).
3. Бешкето, В. К. Пути обеспечения сохранности сыпучих грузов в условиях роста скоростей движения поездов : специальность 434 «Эксплуатация железнодорожного транспорта» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук / Бешкето Всеволод Киприянович ; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т ж.-д. транспорта. - Москва, 1968. - 38 с. - Текст : непосредственный. @@ Beshketo V. K. Puti obespecheniia sokhrannosti sypuchikh gruzov v usloviiakh rosta skorostei dvizheniia poezdov (Ways to ensure the safety of bulk cargo under conditions of increasing train speeds). Author’s abstract of doctor’s thesis, Moscow, VNIIZhT, 1968, 38 p. (In Russian).
4. Бешкето, В. К. Перевозка без потерь / В. К. Бешкето. - Москва : Знание, 1975. - 64 с. - Текст : непосредственный. @@ Beshketo V.K. Perevozka bez poter' [Transportation without losses]. Moscow, Knowledge Publ., 1975, 64 p. (In Russian).
5. Маскин, А. А. Проблемы повышения ходовой скорости движения грузовых поездов / А. А. Маскин, В. П. Могила. - Текст : непосредственный // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. - 2011. - Т. 2. - С. 51-55. - EDN RYLOFX. @@ Maskin A.A., Mogila V.P. Problems of increasing the running speed of freight trains. Nauchno-tekhnicheskoe i ekonomicheskoe sotrudnichestvo stran ATR v XXI veke - Scientifically technical and economical cooperation in Asia-Pacific countries in the 21st century, 2011, vol. 2, pp. 51-55. EDN RYLOFX. (In Russian).
6. Распоряжение от 17 июня 2008 года №877-р. О Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года // government.ru : сайт. - Текст : электронный. - URL: http://government.ru/docs/19759/ (дата обращения 27.04.2025). @@ Rasporiazhenie ot 17 iiunia 2008 goda №877-r. O Strategii razvitiia zheleznodorozhnogo transporta do 2030 goda [Order of June 17, 2008 No. 877-r. On the Strategy for the Development of Railway Transport until 2030]. Available at: http://government.ru/docs/19759/ (accessed 27.04.2025).