Название статьи
Охлаждение рельсов: как избежать «горячей сердцевины» для точного закрепления в летний период
Журнал:
Известия Транссиба №2(62), 2025
Раздел журнала:
Железнодорожный путь, изыскание и проектирование железных дорог
Страницы: 48-59
УДК: 625.042.3
Библиографическое описание статьи
Нейман, В. А. Охлаждение рельсов: как избежать «горячей сердцевины» для точного закрепления в летний период [Текст] /
В. А. Нейман // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. – Омск. –
2025. – №2(62). – C. 48 – 59.
Аннотация
Предметом исследования является проблема возникновения «горячей сердцевины» при интенсивном охлаждении железнодорожных рельсов, что является критически важным при подготовке рельсов к закреплению в летний период. В работе выполнено научное обоснование предложенных методов минимизации явления «горячей сердцевины» и методы минимизации данного явления для обеспечения равномерного температурного поля по сечению рельса. Методология исследования включает в себя анализ влияния ограниченной теплопроводности стали на формирование температурного градиента и его негативное воздействие на геометрию рельса, внутренние напряжения и точность закрепления. В ходе работы предложены и обоснованы методы снижения эффекта «горячей сердцевины», включающие в себя управление режимами охлаждения (каскадное и поэтапное снижение интенсивности), расширение зон активного теплоотвода путем многостороннего охлаждения, а также применение комплексного численного моделирования. Результаты исследований показывают, что каскадное охлаждение с паузами позволяет эффективно перераспределить тепло из сердцевины к поверхности, значительно снижая температурные градиенты по сечению рельса, что подтверждается результатами численного моделирования. Поэтапное снижение интенсивности охлаждения предотвращает чрезмерные градиенты на поздних стадиях охлаждения. Комплексное численное моделирование позволяет не только прогнозировать деформации и напряжения, но и визуализировать оптимальные температурные поля, оптимизируя параметры охлаждения для достижения равномерной температуры закрепления. Предложенные методы обеспечивают стабильность и долговечность бесстыкового пути. Эффективное управление внешним теплообменом является ключевым для решения проблемы «горячей сердцевины». Внедрение предложенных стратегий позволяет минимизировать температурные градиенты, снизить риск внутренних дефектов и повысить точность закрепления рельсов, что напрямую влияет на их эксплуатационную прочность и безопасность.
Список используемой литературы
1. ГОСТ 51685-2000. Рельсы железнодорожные. - Москва : Стандартинформ, 2000. - 23 с. - Текст : непосредственный. @@ National Standard 51685-2000. Railway rails. Moscow, Standardinform Publ., 2000, 23 p. (In Russian).
2. ТУ-2000. Технические указания по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути (с дополнениями и изменениями) // docs.cntd.ru : сайт. - Текст : электронный. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200069932/titles/7EA0KE (дата обращения: 17.05.2025). @@ TU-2000. Tekhnicheskie ukazaniya po ustroistvu, ukladke, soderzhaniyu i remontu besstykovogo puti (s dopolneniyami i Izmeneniyami) [Technical guidelines for the construction, laying, maintenance and repair of jointless track (with additions and amendments)]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/1200069932/titles/7EA0KE (accessed 17.05.2025). (In Russian).
3. Рекомендации по конструкции, укладке и содержанию бесстыкового пути. P 778 / Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД). - II изд. - Варшава : Комитет ОСЖД, 2020. @@ Organizatsiya sotrudnichestva zheleznykh dorog. R 778 [Organization for Cooperation of Railways. P 778]. Available at: https://osjd.org/api/media/resources/1685379?action=download (accessed 17.05.2025). (In Russian).
4. FRA Guidance on Continuous Welded Rail (CWR) Plan Requirement Background and Example Generic Plan // railroads.dot.gov : сайт. - Текст : электронный - URL: https://railroads.dot.gov/sites/fra.dot.gov/files/2021-08/FRA%20CWR%20Generic%20Plan%20-%20Effective_July%202021%5B67%5D.pdf (дата обращения: 17.05.2025).
5. Ильиных, А. С. Технологические особенности процесса шлифования рельсов в пути и их влияние на эксплуатационную стойкость рельсов / А. С. Ильиных, Л. Б. Тихомирова, С. И. Тепляков. - Текст : непосредственный // Вестник СГУПСа. - 2005. - № 11. - С. 63-69. @@ Il'inykh A.S., Tikhomirova L.B., Teplyakov S.I. Technological features of the rail grinding process in track and their influence on the operational durability of rails. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta putei soobshcheniia - The Siberian Transport University Bulletin, 2005, no. 11, pp. 63-69. (In Russian).
6. Зяблицева, Е. О. Расчет температурных полей при прокатке рельсов / Е. О. Зяблицева, Р. А. Литвинов, В. А. Шилов. - Текст : непосредственный // Известия высших учебных заведений. Черная металлургия. - 2011. - № 5. - С. 51-53. - EDN QCFGXH. @@ Zyablitseva E.O., Litvinov R.A., Shilov V.A. Modeling of temperature fields during rail rolling. Izvestiia vysshikh uchebnykh zavedenii. Chernaia metallurgiia - Izvestiya. Ferrous metallurgy, 2011, no. 5, pp. 51-53. EDN QCFGXH. (In Russian).
