• Рус Русский
  • Eng English (UK)

Ежеквартальный журнал, учережденный ОмГУПСом. Св-ва СМИ: ПИ № ФС77-36469 от 03 июня 2009 г., ПИ № ФС77-49218 от 30 марта 2012 г., ПИ № ФС77-66605 от 21 июля 2016 г., ПИ № ФС77-71514 от 01 ноября 2017 г. и ПИ № ФС77-75780 от 23 мая 2019 г. ISSN: 2220-4245. Индекс «Роспечать»: 66087.
Журнал включен в РИНЦ и входит в перечень ВАК.

Известия Транссиба №1(17), 2014

Приведена методика определения потерь в основных элементах двухзвенных преобразователей частоты (выпрямителе и инверторе), которая позволяет дополнить математическую модель процесса испытаний асинхронных двигателей методом взаимной нагрузки и использовать ее при проектировании испытательных станций, в том числе для расчета мощности станции, потребляемой из сети. Практической ценностью данной методики является отсутствие необходимости использования приборов для измерения мощности переменного тока с частотой, отличной от 50 Гц.
Авилов
Валерий Дмитриевич Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС). 644О
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.
Попов
Денис Игоревич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.
Литвинов
Артем Валерьевич
Аспирант кафедры «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.
2-8
Подвижной состав железных дорог

В статье представлена методика расчета отношения теплоемкостей рабочего тела, образовавшегося в процессе сгорания топлива. Представлены аналитические зависимости отношения теплоемкостей в зависимости от температуры продуктов сгорания, коэффициента избытка воздуха и доли сгоревшего топлива для различных составов смесевых видов углеводородного топлива.
Анисимов
Александр Сергеевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Локомотивы», ОмГУПС.
Золотовский
Михаил Юрьевич
Студент ОмГУПСа.
8-14
Подвижной состав железных дорог

Статья посвящена исследованию эффективности использования терморадиационного и конвективного методов сушки изоляции обмоток электрических машин тягового подвижного состава, пропитанной различными современными лаками и компаундами, при их деповском и заводском ремонте. Объективными факторами при сравнении методов являются такие параметры, как класс нагревостойкости, электрическая прочность и цементирующая способность. Авторами обосновывается преимущество терморадиационного метода перед конвективным.
Дульский
Евгений Юрьевич
Аспирант, ассистент кафедры «Электроподвижной состав», ИрГУПС.
Доценко
Наталия Сергеевна
Аспирант кафедры «Электроподвижной состав», ИрГУПС.
Лыткина
Екатерина Михайловна
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроподвижной состав», ИрГУПС.
14-19
Подвижной состав железных дорог

В статье представлены результаты математического моделирования процесса нагрева материала колеса в режиме торможения локомотива. Полученные результаты могут быть использованы при расчете изменения температуры для любой точки колеса в процессе всего режима торможения.
Кузнецов
Виктор Федорович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Высшая математика», ОмГУПС.
Капустьян
Михаил Федорович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Технология транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава», ОмГУПС.
Ярышева
Лилия Владимировна
Аспирант кафедры «Теория механизмов и детали машин», ОмГУПС.
19-25
Подвижной состав железных дорог

Основным повреждаемым узлом тяговых электрических машин тягового подвижного состава является изоляция в области основания лобовой части. Несовершенная система изоляции в торцевой части лобовых обмоток приводит к влажности. Причиной неудовлетворительной надежности является также повышенная напряженность в этой зоне. В качестве мероприятий, разработанных для продления ресурса электрических машин, авторами предлагается система локального капсулирования изоляции энергией ИК-излучения.
Лыткина
Екатерина Михайловна
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроподвижной состав», ИрГУПС.
Дульский
Евгений Юрьевич
Аспирант, ассистент кафедры «Электроподвижной состав», ИрГУПС.
Худоногов
Анатолий Михайлович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Электроподвижной состав», ИрГУПС.
26-30
Подвижной состав железных дорог

В статье приводится решение системы уравнений для расчета тока и напряжения трех однопроводных линий с учетом их взаимного влияния.
Авдеева
Ксения Васильевна
Кандидат технических наук, преподаватель кафедры «Инфокоммуникационные системы и информационная безопасность», ОмГУПС.
Медведева
Анна Александровна
Аспирант кафедры «Инфокоммуникационные системы и информационная безопасность», ОмГУПС.
Слептерева
Надежда Константиновна
Аспирант кафедры «Инфокоммуникационные системы и информационная безопасность», ОмГУПС.
30-42
Транспортная энергетика

Выполнен теоретический анализ движения жидкого топлива в линии низкого давления (ЛНД) систем топливоподачи дизельных двигателей. Предложено использовать для расчетов ЛНД систему уравнений для гомогенной смеси (по С. С. Кутателадзе). Показано, что при использовании в тепловозных и судовых дизелях альтернативных видов топлива необходима перерегулировка топливной аппаратуры, а в качестве диагностического параметра целесообразно оперировать степенью неравномерности рабочего процесса.
Ведрученко
Виктор Родионович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Теплоэнергетика», ОмГУПС.
Крайнов
Василий Васильевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Теплоэнергетика», ОмГУПС.
42-50
Транспортная энергетика

В статье описаны общие принципы создания расчетной модели системы тягового электроснабжения железных дорог постоянного тока для оценки потенциала энергоэффективности рекуперативного торможения, а также способы апробации полученной модели с целью установления степени ее адекватности.
Вильгельм
Александр Сергеевич
Кандидат технических наук, инженер научно-производственной лаборатории «Энергосберегающие технологии и электромагнитная совместимость», ОмГУПС.
Гутников
Вячеслав Иванович
Старший научный сотрудник научно-производственной лаборатории «Энергосберегающие технологии и электромагнитная совместимость», ОмГУПС.
Никифоров
Михаил Михайлович
Кандидат технических наук, начальник научно-производственной лаборатории «Энергосберегающие технологии и электромагнитная совместимость», ОмГУПС.
50-57
Транспортная энергетика

В статье предложена конечно-элементная модель работы электрического контакта между контактным проводом и токосъемной пластиной токоприемника, учитывающая сложную взаимосвязь электрических и тепловых процессов. Исследовались контактные пары, состоящие из изношенного контактного провода МФ-100 и токосъемных пластин из металлокерамики ВЖ3П или графита. Микрогеометрия поверхности тел в месте контакта получена на основе модели Гринвуда - Вильямсона. Было рассмотрено два крайних возможных случая соприкосновения контактного провода с пластиной. Результаты были проанализированы и сравнены с известными опытными данными. Рассчитано, при каких соотношениях контактного нажатия и тока из-за выгорания контактов возникнет искровой или дуговой разряд. Определены пути совершенствования модели.
Паранин
Александр Викторович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроснабжение транспорта», УрГУПС.
Ефимов
Александр Васильевич
Кандидат технических наук, профессор кафедры «Электроснабжение транспорта», УрГУПС.
Ефимов
Денис Александрович
Преподаватель кафедры «Электроснабжение транспорта», УрГУПС.
57-67
Транспортная энергетика

В статье определяется минимум количества операций, которые необходимо произвести для вычисления обычного полинома. Результаты исследования оформлены в виде доказательства одной леммы и одной теоремы.
Грицутенко
Станислав Семенович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Инфокоммуникационные системы и информационная безопасность», руководитель отдела «Нанотехнологии», ОмГУПС.
67-71
Информационные технологии, автоматика, связь, телекоммуникации

В статье рассмотрена методика расчета экранирующих оболочек радиоэлектронной аппаратуры. Проведено исследование однослойных и многослойных экранов, состоящих из алюминия, меди и стали. Выполнено моделирование воздействия импульсного электромагнитного поля на экран из проводящего материала с использованием метода конечных разностей во временной области. Приведены временные зависимости сопротивления экранов. Представлены примеры картины распределения электромагнитного поля в окружающем экран пространстве. Приведены примеры временных зависимостей электрического поля на внешней и внутренней границах экрана, наглядно показывающие ослабление импульсного электромагнитного поля.
Митрохин
Валерий Евгеньевич
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Инфокоммуникационные системы и информационная безопасность», ОмГУПС.
Ряполов
Артем Владимирович
Инженер кафедры «Инфокоммуникационные системы и информационная безопасность», ОмГУПС.
Гаранин
Александр Евгеньевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Системы обеспечения движения поездов», КрИЖТ.
72-78
Информационные технологии, автоматика, связь, телекоммуникации

Одним из наиболее распространенных видов временной крепи при строительстве транспортных тоннелей является набрызгбетонная крепь. В настоящее время учет набрызгбетонной крепи в расчетах конструкций постоянных обделок затруднителен в связи с отсутствием универсальной методики проектирования, что влечет за собой увеличение материалоемкости конструкций и трудоемкости производимых работ. Данные о степени и характере влияния основных механических характеристик скальных грунтов и геометрических размеров сооружения на значение коэффициента учета податливой временной набрызгбетонной крепи, полученные в результате проведенных исследований, послужили основой для дальнейшей разработки универсальной методики проектирования. В ходе теоретических исследований установлены эмпирические зависимости распределения напряжений между временной набрызгбетонной крепью и постоянной монолитной железобетонной обделкой. Результаты экспериментальных исследований напряженного состояния временной набрызгбетонной крепи и постоянной обделки, проведенных в натурных условиях, подтвердили возможность применения полученных в ходе теоретических исследований эмпирических зависимостей при расчете конструкций постоянных обделок тоннелей с учетом временной набрызгбетонной крепи. Использование предложенных зависимостей при проектировании конструкций обделок позволит значительно снизить материало- и трудоемкость строительства транспортных тоннелей.
Ланис
Алексей Леонидович
Кандидат технических наук, доцент, заведующий лабораторией «Геология, основания и фундаменты», СГУПС.
Цибариус
Юрий Александрович
Научный сотрудник лаборатории «Геология, основания и фундаменты», СГУПС.
78-84
Путь и искусственные сооружения

В статье рассматриваются особенности транспортной сети портов Балтийского моря, проблемы ее оптимизации с целью увеличения грузооборота и отражения вызовов, связанных с модернизацией транспортного комплекса России.
Ахмедов
Руслан Равшанович
Аспирант кафедры «Железнодорожные станции и узлы», ПГУПС.
84-88
Управление перевозочными процессами и безопасность движения поездов

В статье рассматривается проблема обеспечения точности позиционирования транспортирующих машин (железнодорожных кранов, мотовозов, электровозов и др.), перемещающихся по рельсовому пути на внутризаводском промышленном транспорте. Для улучшения точности системы автоматизированного позиционирования, ориентированной на применение на внутризаводском рельсовом железнодорожном транспорте, предложено техническое решение, защищенное патентом РФ.
Либерман
Яков Львович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Металлообрабатывающие станки и комплексы», УрФУ.
Горбунова
Любовь Николаевна
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Инженерная экология и безопасность жизнедеятельности», CФУ.
89-93
Управление перевозочными процессами и безопасность движения поездов

В статье рассматриваются вопросы определения координаты подвижного состава на участке железнодорожного пути. Предложено и обосновано применение математического аппарата конформных отображений.
Лунев
Сергей Александрович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Автоматика и телемеханика», ОмГУПС.
Сероштанов
Сергей Сергеевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Автоматика и телемеханика», ОмГУПС.
Соколов
Максим Михайлович
Кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры «Автоматика и телемеханика», ОмГУПС.
Ходкевич
Антон Геннадьевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Автоматика и телемеханика», ОмГУПС.
94-99
Управление перевозочными процессами и безопасность движения поездов

В статье приведен краткий теоретический анализ особенностей железнодорожных экипажей с нелинейными упругими элементами. Рассмотрены отличительные черты рессорного подвешивания электровозов старого и новых поколений. На основе отличий построена расчетная схема и выведена математическая модель вертикальной динамики условного «одноосного» электровоза нового поколения, позволяющая оценить критическую скорость железнодорожного экипажа и показатели его динамических качеств.
Минжасаров
Марат Хайргельдаевич
Аспирант кафедры «Теоретическая механика», ОмГУПС.
99-109
Управление перевозочными процессами и безопасность движения поездов

Предложены формализация и постановка многокритериальной задачи выбора предпочтительного сценария развития перевозочного процесса железнодорожным транспортом на региональном уровне, учитывающей, что этот процесс является сложной системой, функционирующей в условиях многовариантности и неопределенности.
Фролов
Василий Федорович
Соискатель, ИрГУПС.
Начигин
Владимир Александрович
Кандидат технических наук, начальник технологической службы, ВСЖД.
109-115
Управление перевозочными процессами и безопасность движения поездов

Статья рассматривает возможный подход к построению модели оценки влияния человека на функционирование человеко-машинных систем. Формализация процедур по анализу влияния человека в системе «человек - машина - среда» для их дальнейшей интеграции в систему управления рисками, внедряемую в настоящее время в ОАО «РЖД», позволит повысить качество оценки и анализа рисков и, соответственно, обеспечить требуемый уровень безопасности на железнодорожном транспорте.
Аксенов
Владимир Алексеевич
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Техносферная безопасность», МИИТ.
Завьялов
Антон Михайлович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Железнодорожная автоматика, телемеханика и связь», заместитель начальника отдела информатизации Российской открытой академии транспорта, МИИТ.
116-119
Организация производства на транспорте