• Рус Русский
  • Eng English (UK)

Ежеквартальный журнал, учережденный ОмГУПСом. Св-ва СМИ: ПИ № ФС77-36469 от 03 июня 2009 г., ПИ № ФС77-49218 от 30 марта 2012 г., ПИ № ФС77-66605 от 21 июля 2016 г., ПИ № ФС77-71514 от 01 ноября 2017 г. и ПИ № ФС77-75780 от 23 мая 2019 г. ISSN: 2220-4245. Индекс «Роспечать»: 66087.
Журнал включен в РИНЦ и входит в перечень ВАК.

Известия Транссиба №1(21), 2015

В статье представлена методика расчета количества продуктов сгорания дизельного и газодизельного топлива, модельные расчеты выполнены применительно к тепловозному дизелю 16ЧН26/26 (2А-5Д49). Параметры рабочего цикла дизеля, работающего на различных видах углеводородного топлива, рассчитаны с использованием комбинации методов Гриневецкого - Мазинга и Вибе. Расчет количества вредных выбросов и количества парниковых газов выполнен с использованием метода равновесного состава с учетом изменения термодинамических параметров выгорания топлива и элементарного состава топливной смеси по позициям контроллера машиниста.
Анисимов
Александр Сергеевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Локомотивы», ОмГУПС.
2-6
Подвижной состав железных дорог

С целью продления ресурса электрических машин тягового подвижного состава была предложена технология восстановления изоляции с использованием энергии инфракрасного излучения, позволившая повысить качество изоляции по показателям пробивного напряжения и твердости. Статья посвящена анализу и оценке экспериментальных исследований, проводимых в двух различных значимых работах по данному направлению. Представлен анализ данных работ в плане отличительных особенностей и выводов по результатам экспериментальных исследований. По результатам анализа сформулирована новая гипотеза о необходимости учета при капсулировании изоляции и ее упругости. Также заданы новые направления для дальнейших исследований.
Дульский
Евгений Юрьевич
Кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры «Электроподвижной состав», ИрГУПС.
Лыткина
Екатерина Михайловна
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроподвижной состав», ИрГУПС.
Худоногов
Анатолий Михайлович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Электроподвижной состав», ИрГУПС.
6-11
Подвижной состав железных дорог

В соответствии с введением новых правил, регламентирующих методы и средства проведения неразрушающего контроля при ремонте деталей и узлов подвижного состава, контроль котлов железнодорожных цистерн проводится ультразвуковыми и капиллярными методами [1]. При этом контролю подвергаются все сварные швы котла, что в условиях вагоноремонтного депо практически невозможно. Это связано с большими объемами и сложностью конструкции объекта контроля, что влечет за собой нарушение регламента ремонта одной подвижной единицы. Решение этой задачи требует создания методик, обеспечивающих обнаружение и оценку размеров сквозных дефектов по информации, полученной дистанционными способами. В статье приведено описание построения математической модели газодинамического движения через сквозные дефекты в теле котла железнодорожной цистерны при проведении теплового контроля герметичности котлов цистерн. Созданная математическая модель позволяет учесть процессы истечения газа при малом перепаде давления и влиянии уровня шероховатости внутренней поверхности сквозного канала на формирование струи истекающего газа. Такое истечение газа способствует образованию в приповерхностном слое котла температурных аномалий, анализ которых позволит оценить геометрические параметры течи дистанционными методами. Приведено сравнение результатов теоретического моделирования и экспериментальных исследований скорости истечения газа и температуры потока при различных условиях. В ходе исследования определены законы истечения газа сквозь ряд классических моделей сквозных дефектов. Полученные результаты позволяют корректировать уровень браковочной чувствительности температуры при проведении тепловизионного контроля герметичности котлов железнодорожных цистерн [2].
Кондратенко
Евгений Владимирович
Аспирант кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», ОмГУПС.
11-19
Подвижной состав железных дорог

Бортовые микропроцессорные системы управления (МСУ) современных тепловозов позволяют не только управлять оборудованием тепловоза, но и анализировать процесс их работы при помощи методов математической статистики, что подтверждается исследованиями авторов статьи. Предложен метод диагностирования предотказных состояний с использованием корреляционного анализа данных МСУ.
Лакин
Игорь Капитонович
Доктор технических наук, начальник Департамента научно-технического развития ООО «ТМХ-Сервис».
Аболмасов
Алексей Александрович
Аспирант, начальник отдела научно-технического развития ООО «ТМХ-Сервис».
Мельников
Виктор Александрович
Аспирант, главный специалист отдела научно-технического развития ООО «ТМХ-Сервис».
20-29
Подвижной состав железных дорог

В статье рассматривается подход к обобщенной оценке технического состояния функциональных подсистем энергетической установки тепловоза, основанный на сведении частных параметров, выделенных по результатам анализа граф-модели, к одномерной временной функции с использованием математического выражения нелинейного среднего. Представлены результаты обобщенной оценки технического состояния топливной системы энергетической установки.
Михеев
Владислав Александрович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», ОмГУПС.
29-36
Подвижной состав железных дорог

Сформирована математическая модель, описывающая динамику механической колебательной системы «железнодорожный экипаж - путь» в продольной вертикальной плоскости симметрии. Выполнено эквивалентное преобразование ее расчетной схемы. Рассмотрены способы линеаризации нелинейных характеристик. Сформирована модель «обобщенного» экипажа для оценки действующих на него ударных импульсов со стороны стыков рельсов.
Нехаев
Виктор Алексеевич
Доктор технических наук, профессор кафедры «Теоретическая механика», ОмГУПС.
Николаев
Виктор Александрович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Теоретическая механика», ОмГУПС.
Челтыгмашев
Евгений Павлович
Аспирант кафедры «Теоретическая механика», ОмГУПС.
36-44
Подвижной состав железных дорог

В статье рассматривается вопрос о возможности продления срока службы вагонных колес путем влияния на технологические параметры восстановления их профиля катания. Выполнен корреляционный анализ статистических данных по объемам механической обработки и величине дефектов на поверхности катания колес, поступающих в ремонт. Предложен механизм назначения припуска на механическую обработку профиля катания колеса, который позволит сократить необоснованный расход металла обода колеса в стружку.
Обрывалин
Алексей Викторович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Технология транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава», ОмГУПС.
Кваскова
Наталья Александровна
Аспирант кафедры «Технология транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава», ОмГУПС.
44-49
Подвижной состав железных дорог

В статье предлагается численно-аналитический метод, основанный на методе граничных элементов (Method of Boundary Elements Technology), который служит для оценки закономерностей изменения температурных полей в рабочей жидкости в гидрофрикционном гасителе колебаний телескопического вида при изменении температуры окружающей среды. Данный метод учитывает физико-механические свойства рабочей жидкости, температуру налива и окружающей среды, скорость движения электроподвижного состава и высоту налива рабочей жидкости.
Файзибаев
Шерзод Сабирович
Доктор технических наук, профессор, проректор по науке и подготовке научно-педагогических кадров ТашИИТа.
Хромова
Галина Алексеевна
Доктор технических наук, профессор кафедры «Электрический транспорт и высокоскоростной электроподвижной состав», ТашИИТ.
Махамадалиева
Малика Алиевна
Студентка, ТашИИТ.
49-54
Подвижной состав железных дорог

В статье рассмотрены основные виды повреждений изоляторов контактной сети, приведена статис-тика по их отказам. Выявленные недостатки в существующих методах диагностирования говорят об ак-туальности проблемы, особенно на участках железных дорог постоянного тока. Произведены экспериментальные исследования по измерению напряженности электростатического поля на гирляндах изоляторов. Анализ проведенных исследований показал, что наличие в гирлянде неисправных изоляторов приводит к увеличению напряженности электростатического поля вокруг них. Предложены техническое устройство бесконтактного измерения электростатического поля и методика определения неисправного изолятора в гирлянде.
Кузнецов
Андрей Альбертович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Теоретическая электротехника», ОмГУПС.
Кузьменко
Антон Юрьевич
Инженер кафедры «Теоретическая электротехника», ОмГУПС.
Кротенко
Евгений Александрович
Доцент кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», ОмГУПС.
54-59
Транспортная энергетика

В статье рассматривается подход к оценке влияния на расход электроэнергии на тягу поездов параметров графика движения в условиях применения рекуперативного торможения. Поиск варианта с минимальным потреблением энергии основан на моделировании графика движения при различных межпоездных интервалах в условиях организации пакетного обращения поездов на участке железной дороги. По результатам моделирования предлагается представить полученную зависимость изменения расхода электроэнергии от параметров графика движения поездов в виде аналитической функции нескольких переменных n-го порядка для последующего применения при построении нормативных графиков движения с целью сокращения расхода электроэнергии на тягу поездов.
Незевак
Владислав Леонидович
Кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-производственной лаборатории «Энергосберегающие технологии и электромагнитная совмес-тимость», ОмГУПС.
Шатохин
Андрей Петрович
Аспирант, инженер-проектировщик научно-производственной лаборатории «Энергосберегающие технологии и электромагнитная совместимость», ОмГУПС.
Гателюк
Олег Владимирович
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Высшая математика», ОмГУПС.
59-69
Транспортная энергетика

В статье рассмотрены виды непроизводительных потерь электроэнергии в электротяге и даны плановые уровни их улучшения. Приведены основные способы определения непроизводительных потерь, которые применяются в настоящее время в ОАО «РЖД». Показан пример алгоритма определения непроизводительных потерь при нагоне графикового времени и дано его описание. Сформулированы технические результаты предлагаемого способа определения непроизводительных потерь.
Черемисин
Василий Титович
Доктор технических наук, профессор, директор НИИ энергосбережения на железнодорожном транспорте, зав. кафедрой «Подвижной состав электрических железных дорог», ОмГУПС.
Ушаков
Сергей Юрьевич
Кандидат технических наук, старший научный сотрудник НИЧ, ОмГУПС.
Истомин
Станислав Геннадьевич
Аспирант кафедры «Подвижной состав электрических железных дорог», ОмГУПС.
69-74
Транспортная энергетика

В статье описаны подходы по извлечению из видеоряда областей, относящихся к подвижным объектам, которые могут являться причиной возникновения опасной ситуации на железнодорожном переезде. Предлагае-мый подход позволит улучшить качество выделения подвижного объекта, что даст возможность сократить время обработки изображения для идентификации подвижных объектов, с целью определения степени риска. Для оценки качества алгоритмов было проведено моделирование в разработанном программном продукте.
Зачатейский
Николай Дмитриевич
Аспирант кафедры «Автоматика и системы управления», ОмГУПС.
Аржанников
Андрей Андреевич
Аспирант кафедры «Автоматика и системы управления», ОмГУПС.
Альтман
Евгений Анатольевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Автоматика и системы управления», ОмГУПС.
74-80
Информационные технологии, автоматика, связь, телекоммуникации

Работа посвящена проверке истинности гипотезы о том, что информация о действиях пользователя в компьютерной системе, полученная на основе скрытого мониторинга стандартных периферийных устройств, позволит своевременно распознать нелояльное поведение и предотвратить реализацию внутренней угрозы информационной безопасности, что актуально для информационных систем железнодорожного транспорта.
Сулавко
Алексей Евгеньевич
Кандидат технических наук, научный сотрудник кафедры «Комплексная защита информации», ОмГТУ.
Еременко
Александр Валериевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Инфокоммуникационные системы и информационная безопасность», ОмГУПС.
Левитская
Елена Андреевна
Инженер-исследователь, РФЯЦ - ВНИИТФ.
80-89
Информационные технологии, автоматика, связь, телекоммуникации

В статье изложены принципы количественного оценивания информационной безопасности с позиций теории игр. Введены определения игровой матрицы и ее количественной интерпретации. Представлены практически реализуемые методики анализа, планирования и проектирования информационной безопасности на основе предложенных моделей.
Шахов
Владимир Григорьевич
Кандидат технических наук, профессор кафедры «Автоматика и системы управления», ОмГУПС.
Морозов
Антон Валерьевич
Аспирант кафедры «Автоматика и системы управления», ОмГУПС.
Тиунов
Артем Павлович
Аспирант кафедры «Автоматика и системы управления», ОмГУПС.
Громов
Андрей Николаевич
Соискатель кафедры «Автоматика и системы управления», ОмГУПС.
89-94
Информационные технологии, автоматика, связь, телекоммуникации

Рассмотрено влияние надежности технологического процесса шлифования рельсов при обеспечении параметров качества обработанной поверхности. Приведены результаты анализа взаимосвязи параметров качества шлифования рельсов с условиями их обработки. Рассмотрены факторы, влияющие на надежность технологической системы. Приведена модель определения надежности технологического процесса шлифования рельсов в условиях железнодорожного пути. Представлен алгоритм расчета параметров надежности технологической системы рельсошлифования. Рассмотрено формирование показателей качества в процессе осуществления технологического процесса шлифования рельсов.
Аксенов
Владимир Алексеевич
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Техносферная безопасность», МИИТ.
Матафонов
Алексей Валерьевич
Аспирант кафедры «Технология транспортного машиностроения и эксплуатация машин», СГУПС.
Ильиных
Андрей Степанович
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Технология транспортного машиностроения и эксплуатация машин», СГУПС.
95-102
Путь и искусственные сооружения

В статье рассматривается задача определения длины очереди составов, суммарной грузоподъемности транспорта, не обеспеченного грузом, количество груза, находящегося в момент времени на складе транспортного узла, с учетом стохастически независимых встречных пуассоновского и квазипуассоновского транспортных потоков. Задача решена с использованием математического аппарата теории массового обслуживания. Полученные результаты могут быть использованы для определения оптимальных значений складских емкостей и технологического запаса груза транспортного узла при заданном грузообороте.
Белов
Александр Анатольевич
Кандидат технических наук, начальник кафедры «Эксплуатация ракетных комплексов».
Ларин
Андрей Николаевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Экономика транспорта, логистики и управления качеством», ОмГУПС.
102-112
Управление перевозочными процессами и безопасность движения поездов

В статье предложена новая методика, позволяющая определить уровень качества ремонта для любого отчетного периода в течение межремонтной эксплуатации. Приведен тестовый пример оценки качества деповского ремонта пассажирских вагонов.
Евсеев
Дмитрий Геннадьевич
Доктор технических наук, профессор, президент Института транспортной техники и систем управления (ИТТСУ) МИИТа.
Мелихов
Александр Викторович
Аспирант кафедры «Технология транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава», МИИТ.
112-119
Организация производства на транспорте