Название статьи

Разработка технологии электропечной выплавки легированной ванадием рельсовой стали и качество рельсов

Журнал: Известия Транссиба №3(27), 2016
Раздел журнала: Подвижной состав железных дорог
Страницы: 66-76
Авторы: А. П. Хоменко
УДК: 625.143
Библиографическое описание статьи
Хоменко, А. П. Разработка технологии электропечной выплавки легированной ванадием рельсовой стали и качество рельсов [Текст] / А. П. Хоменко, С. С. Черняк, В. Л. Бройдо // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. – Омск. – 2016. – №3(27). – C. 66 – 76.

Аннотация

Рассмотрены вопросы разработки состава и технологии выплавки, разливки и термической обработки легированных рельсовых сталей, обладающих высокой эксплуатационной стойкостью. Специалистами ЕВРАЗ ЗСМК (г. Новокузнецк) и ИрГУПСа была предложена схема комплексного легирования рельсовой стали и на площадке железнодорожного проката ЕВРАЗ ЗСМК проведена отработка технологии электропечной выплавки и термоупрочнения суперперлитной стали повышенной чистоты, обладающей высокой износостойкостью. Выпущено несколько опытных партий рельсов, которые испытаны на перевальном участке Иркутск - Слюдянка ВСЖД с неблагоприятным сочетанием эксплуатационных нагрузок, вызывающих повышенный износ рельсов. Результаты испытаний показали высокую надежность опытных рельсов и целесообразность освоения их промышленного выпуска. Авторами обобщены результаты многочисленных экспериментальных разработок, предложены методологические основы поиска и отработки как отдельных стадий, так и технологического процесса произ- водства рельсовых сталей в целом. Приведены конкретные данные о свойствах низколегированных сталей, определены возможности использования инновационных методов в модернизации технологии выплавки и формирования комплекса необходимых свойств. В процессе отработки технологии выплавки стали для легирования металла изучены возможности электропечной выплавки взамен мартеновской, а также использования легирующих компонентов шихты на основе традиционно используемых дорогостоящих ферросплавов, так и ванадийсодержащих шлаков, которые можно в значительной степени отнести к отходам металлургического производства. Определены также оптимальные соотношения технологических параметров плавки и внепечной обработки стали на оптимальное соотношение ванадия и азота в стали, обеспечивающее высокие показатели пластических свойств, в том числе и при низкой температуре эксплуатации. При этом достигнуто оптимальное соотношение легирующих элементов стали, обеспечивающее оптимизацию комплекса служебных свойств, что подтверждается данными механических испытаний, металлографических исследований, а главное, - высокими показателями промышленных испытаний.

Список используемой литературы

Безопасность России. Безопасность железнодорожного транспорта в условиях Сибири и Севера [Текст] / В. А. Акимов, В. А. Алексеенко и др. М.: Знание, 2014. - 856 с.
Железнодорожные рельсы для Сибири [Текст] / В. П. Деменьтьев, Л. В. Корнева и др. / Иркутский гос. ун-т путей сообщения. - Иркутск, 2010. - 320 с.
Черняк, С. С. Железнодорожный путь Восточной Сибири [Текст] / С. С. Черняк / Иркутский гос. ун-т путей сообщения. - Иркутск, 2003. - 424 с.
Козырев, Н. А. Производство железнодорожных рельсов из электростали [Текст] / Н. А. Козырев, В. П. Дементьев / Новокузнецкий ин-т повышения квалификации. - Новокузнецк, 2000. - 123 с.