Название статьи

Инженерно-геологические и геотехнические аспекты строительства и эксплуатации кузнецовского тоннеляна дальневосточной железной дороге

Журнал: Известия Транссиба №3(35), 2018
Раздел журнала: Путь и искусственные сооружения
Страницы: 135-143
Авторы: С. В. Квашук
УДК: 624.121.1
Библиографическое описание статьи
Квашук, С. В. Инженерно-геологические и геотехнические аспекты строительства и эксплуатации кузнецовского тоннеляна дальневосточной железной дороге [Текст] / С. В. Квашук, Б. Н. Смышляев, В. Г. Трунев // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. – Омск. – 2018. – №3(35). – C. 135 – 143.

Аннотация

Объектом исследований является горный массив, вмещающий в себя Кузнецовский тоннель, имеющий протяженность 3890 м, наибольшую глубину заложения 355 м, пересекающий перевальную часть хребта Сихотэ-Алинь на линии Комсомольск - Советская Гавань Дальневосточной железной дороги. Целью исследований были детальный анализ инженерно-геологических условий объекта и их влияния на строительство и эксплуатацию тоннеля. Приведенные данные получены как результат полевых исследований, лабораторных опробований физико-механических свойств горных пород, оценки водопротоков в дренажные сооружения и аналитических расчетов. Массив сложен терригенными породами - ритмичным переслаиванием разнозернистых песчаников, алевролитов, гравелитов, конгломератов, которые классифицируются как прочные. Слоистость имеет крутое падение и субширотное простирание, отклоняющееся от оси тоннеля на 20 - 60°. Ось тоннеля пересекает система разломов различной мощности, их суммарная мощность составляет 334 м, что равно 8,5 % от длины тоннеля. Разломные зоны объединяет повышенная трещиноватость, пониженная устойчивость, местами обильные водопритоки, имеющие максимумы в летний период, угроза вывалов, интенсивное окварцевание и сульфидная минерализация. Полученные материалы мониторинга методами регистрации естественных импульсов электромагнитного поля земли (ЕИЭМПЗ) и дипольного электромагнитного профилирования (ДЭМП) позволили сделать вывод о реальной картине по развитию и прогнозу горного давления, а также динамике поступления подземных вод в выработку для безопасного строительства и эксплуатации. Состояние геодинамических условий горного массива характеризуется как стабильное. Имеющиеся данные могут быть использованы как исходные для оценки и прогноза аспектов строительства и эксплуатации второй очереди тоннеля.

Список используемой литературы

Инженерная геология СССР. Т.4: Дальний Восток [Текст] / Под ред. Е. Г. Чаповского / МГУ. - М., 1977. - 501 с.
Квашук, С. В. Инженерно-геологические и гидрогеологические условия проектируемого Кузнецовского тоннельного перехода (северный Сихотэ-Алинь) [Текст] / С. В. Квашук, В. В. Кулаков // Материалы междунар. науч.-техн. конф. «Тенденции и перспективы развития гидрогеологии и инженерной геологии в современных экономических условиях России». 5 - 6 декабря 2006 г. XII научные чтения имени профессора Н. И. Толстихина / Санкт-Петербургский горный университет. - СПб, 2006. - С. 78 - 82.
Злобин, Г. А. Гидрогеологическая обстановка Кузнецовского тоннеля (северный Сихотэ-Алинь) [Текст] / Г. А. Злобин, В. В. Кулаков // Геоэкология. Инженерная геология. Гидрогеология. Геокриология. - М.: Наука. - 2014. - № 4. - С. 304 - 316.
Квашук, С. В. Анализ инженерно-геологических условий Кузнецовского тоннеля и их прогноз для строительства второй очереди [Текст] / С. В. Квашук, Г. А. Злобин // Материалы IV всерос. науч. конф. с участием иностранных ученых «Проблемы комплексного освоения георесурсов» / ИГД ДВО РАН. - Хабаровск, 2011. - Т. 1. - С. 45 - 51.
Квашук, С. В. Геодинамические проблемы при транспортном освоении Дальнего Востока России [Текст] / С. В. Квашук, П. А. Колтун, Г. А. Злобин // Превентивные геотехнические меры по уменьшению природных и техногенных бедствий: Сборник трудов IV междунар. геотехнического симпозиума / Дальневосточный гос. ун-т путей сообщения. - Хабаровск, 2011. - С. 320 - 324.
Zlobin H. A, Kvashuk S. V. Kuznetsovsky tunnel: studies of geological, geomechanical and hydrogeological features for safe and durable operation. Proceedings of the 5th International geotechnical symposium - Incheon (Korea). 2013, - pp. 103 - 106.