• Рус Русский
  • Eng English (UK)

Ежеквартальный журнал, учережденный ОмГУПСом. Св-ва СМИ: ПИ № ФС77-36469 от 03 июня 2009 г., ПИ № ФС77-49218 от 30 марта 2012 г., ПИ № ФС77-66605 от 21 июля 2016 г., ПИ № ФС77-71514 от 01 ноября 2017 г. и ПИ № ФС77-75780 от 23 мая 2019 г. ISSN: 2220-4245. Индекс «Роспечать»: 66087.
Журнал включен в РИНЦ и входит в перечень ВАК.

Известия Транссиба №2(18), 2014

Представлены результаты исследований по оценке эффективности использования теп-ловозов UzTE16M4 на «горном» участке Кумкурган - Ташгузар Узбекских железных дорог при движении грузовых поездов с остановками и без остановок на промежуточных станциях.
Аблялимов
Олег Сергеевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство», ТашИИТ
2-7
Подвижной состав железных дорог

В работе предложен подход к оценке фактической экономии энергетических ресурсов, достигаемой при реализации энергосервисных договоров, основанный на разработке математической модели электропотребления, учитывающей влияние производственных и климатических факторов. Рассмотрен пример расчета фактической эффективности внедрения энергосберегающего устройства на Свердловской железной дороге.
Комяков
Александр Анатольевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Теоретическая электротехника», ОмГУПС
Никифоров
Михаил Михайлович
Кандидат технических наук, начальник научно-производственной лаборатории «Энерго-сберегающие технологии и электромагнитная совместимость», ОмГУПС.
Эрбес
Виктор Владимирович
Аспирант кафедры «Теоретическая электротехника», ОмГУПС
106-114
Организация производства на транспорте

Выполнен анализ развития колес повышенной твердости на примере определенных заво-дов-изготовителей, а также изменения нормативно-технической документации на изго-товление (ГОСТ). Осуществлен математический анализ сравнения эксплуатации колесных пар обычной твердости с колесными парами повышенной твердости на основе поступления грузовых вагонов от момента производства до внепланового текущего ремонта. Для срав-нения применялись методы Крамера - Уэлча и функция Лапласа. Произведена оценка сред-него пробега вагонов на различных типах колесных пар грузовых вагонов и технологии произ- водства. Сформулированы основные преимущества колесных пар повышенной твердости.
Галиев
Ильхам Исламович
Президент ОмГУПСа, заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Теоретическая механика», ОмГУПС.
Гателюк
Олег Владимирович
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Высшая математика», ОмГУПС
Лукс
Дмитрий Юрьевич
Аспирант кафедры «Теоретическая механика», ОмГУПС.
100-106
Управление перевозочными процессами и безопасность движения поездов

В статье рассмотрены современные шумо-, виброзащитные материалы для ваго- ностроения. Проведены сравнительные исследования звукопоглощающих свойств материа-ла из арамидного волокна и экологически безопасного материала НОЛ-1А(Б). Эксперимен-тально установлено снижение уровня шума в помещениях пассажирских вагонов за счет использования современных материалов.
Аксенов
Владимир Алексеевич
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Техносферная безопас-ность», МИИТ.
Юдаева
Оксана Сергеевна
Кандидат технических наук, старший научный сотрудник лаборатории «Коммунальная гигиена и эпидемиология», руководитель ИЦ «Экологическая сертификация», ВНИИЖГ Роспотребнадзора
Егорова
Оксана Гаптеразаковна
Аспирант кафедры «Техносферная безопасность», МИИТ
Гладаренко
Алла Сергеевна
Инженер лаборатории «Коммунальная гигиена и эпидемиология», ВНИИЖГ Роспотребнадзора.
95-100
Управление перевозочными процессами и безопасность движения поездов

Представлена усовершенствованная методика численного прогнозирования усталост-ной долговечности элементов конструкций с использованием модифицированных кривых усталости, учитывающих влияние конструктивно-технологических особенностей изделий реальной конструкции. Приведены результаты расчетной оценки сопротивления усталости тонкостенных конструкций и сравнение их с экспериментальными данными.
Адегова
Людмила Алексеевна
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительная механика», СГУПС.
Рудзей
Галина Федоровна
Доктор технических наук, профессор кафедры «Электротехника, диагностика и сертификация», СГУПС
86-94
Путь и искусственные сооружения

Приведены результаты натурных исследований колебательного процесса земляного по-лотна, отсыпанного барханными песками. Проведен анализ записей колебаний частиц бар-ханных песков на уровне основной площадки, в теле земляного полотна и за его пределами. Даны результаты исследования изменения значения амплитуд колебаний барханных песков в зависимости от скорости поездов. Выявлена аналитическая зависимость определения за-тухания колебаний в теле земляного полотна из барханных песков и за его пределами.
Абдукамилов
Шавкат Шухратович
Кандидат технических наук, ассистент кафедры «Строительная механика», ТашИИТ
75-86
Путь и искусственные сооружения

Рассмотрен алгоритм полиномиальной интерполяции для аналого-цифрового преобразо-вателя с длительностью калибровки 1 мс. Приведен пример восстановления пропущенных значений для обеспечения заданной точности обработки входного сигнала.
Королёва
Ксения Андреевна
Аспирант, инженер отдела «Нанотехнологии», ОмГУПС
Грицутенко
Станислав Семенович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Инфокоммуникационные системы и информационная безопасность», руководитель отдела «Нанотехнологии», ОмГУПС.
70-75
Информационные технологии, автоматика, связь, телекоммуникации

В статье рассмотрен вопрос о возможности использования железобетонных фунда-ментов опор контактной сети в качестве заземлителей. Выполнен анализ влияния кон-струкции фундамента на сопротивление растеканию. Представлены результаты расчета сопротивления растеканию анкерного болта фундамента металлической опоры по предло-женной формуле.
Кремлев
Иван Александрович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», ОмГУПС
Кондратьев
Юрий Владимирович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», ОмГУПС.
Терёхин
Илья Александрович
Аспирант кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», ОмГУПС.
65-69
Транспортная энергетика

В статье приведен расчет напряженности магнитного поля над кабелем с поврежде-нием. Представлена схема замещения цепи «жила - оболочка» с повреждением. Жила и обо-лочка при этом рассматриваются как две однопроводные линии, нагруженные на волновые сопротивления для исключения отражений. Для данной схемы замещения определено изме-нение синусоидального сигнала по жиле и оболочке кабеля. Полученные результаты свиде-тельствуют о том, что в месте повреждения ток в жиле кабеля значительно изменяется, а на оболочке достигает максимального значения. Рассчитаны значения коэффициента экранирования на разных частотах для алюминиевого сплошного трубчатого и стального спирального проводников, представляющие собой оболочку и броню кабеля. Определена напряженность магнитного поля на поверхности земли над кабелем с металлической обо-лочкой, имеющим повреждение типа «жила - оболочка», с учетом коэффициента экрани-рования оболочки. Результаты показывают, что в месте повреждения изоляции между то-коведущей жилой и оболочкой модуль напряженности магнитного поля и его фаза получа-ют приращение, которое может быть зафиксировано на поверхности земли. Результаты расчета позволят усовершенствовать методы и аппаратные средства поиска мест по-вреждения изоляции кабелей.
Кандаев
Василий Андреевич
Доктор технических наук, профессор кафедры «Инфокоммуникационные системы и ин-формационная безопасность», ОмГУПС
Авдеева
Ксения Васильевна
Кандидат технических наук, преподаватель кафедры «Инфокоммуникационные системы и информационная безопасность», ОмГУПС
Слептерева
Надежда Константиновна
Аспирант кафедры «Инфокоммуникационные системы и информационная безопас-ность», ОмГУПС.
60-65
Транспортная энергетика

Рассмотрены условия работы проводов контактной сети в части термомеханических нагрузок. Проанализированы результаты испытаний проводов контактной сети с целью определения относительной скорости удлинения провода. Представлены результаты испытаний контактных проводов и несущих тросов по определению разрывного усилия при различной температуре. Предложены допустимые зна-чения температуры нагрева для медных и бронзовых проводов в условиях эксплуатации и коэффициенты запаса прочности для них.
Емельянова
Марина Николаевна
Аспирант, научный сотрудник отдела «Контактная сеть и токосъем», ОАО «ВНИИЖТ».
55-60
Транспортная энергетика

Выполнено системное описание сложной технической системы (системы топливоис-пользования дизельной установки). Модель представлена в форме конечного графа, позволя-ющего описать физическую природу процессов на принятом уровне детализации. Определе-ны динамические свойства системы: управляемость, устойчивость, состояние - на основе основных положений теории автоматического управления (ТАУ).
Ведрученко
Виктор Родионович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Теплоэнергетика», ОмГУПС
Крайнов
Василий Васильевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Теплоэнергетика», ОмГУПС.
47-55
Транспортная энергетика

В статье отражены основные положения оптимизированной системы технического обслуживания и ремонта электровозов, а также результаты эксперимента по увеличению № 2(18) 2014 128 межремонтных пробегов электровозов на Восточном полигоне. Рассмотрен вопрос влияния технологической подготовки производства на качество ремонта и число отказов при пере-ходе на оптимизированную систему. Предложена методика расчета стоимости корректи-ровки и разработки технологической документации, которая является неотъемлемой ча-стью технологической подготовки производства. Расчет стоимости осуществляется на основе уровня квалификации и заработной платы инженеров-технологов, сложности и объ-емов разрабатываемой (корректируемой) технологической документации. Представлен пример расчета стоимости корректировки и разработки технологиче-ской документации в условиях депо. Экономический эффект от внедрения данной методики и оптимизированной системы ремонта в целом показал их эффективность и состоятель-ность. За счет корректировки технологических процессов ремонта электровозов снизится количество отказов в ходе эксплуатации, которые были обнаружены в ходе эксперимента, проводившегося на Восточном полигоне. Затраты на внедрение оптимизированной систе-мы ремонта покроются за счет выгоды от увеличения межремонтных пробегов и сниже-ния трудоемкости работ на отдельных видах ремонта.
Супчинский
Олег Павлович
Аспирант кафедры «Технология транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава», ОмГУПС
Капустьян
Михаил Федорович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Технология транспортного машинострое-ния и ремонта подвижного состава», ОмГУПС
Обрывалин
Алексей Викторович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Технология транспортного машинострое-ния и ремонта подвижного состава», ОмГУПС
41-47
Подвижной состав железных дорог

В статье приведено описание построения математической модели электромеханиче-ского изнашивания контактных пар устройств токосъема электрического транспорта в условиях, максимально приближенных к реальным условиям эксплуатации. Созданная мате-матическая модель позволяет учесть тепловые процессы, возникающие в скользящем кон-такте при пропускании электрического тока через скользящий контакт. Приведено сравне-ние результатов расчетов и экспериментальных исследований износа контактных пар.
Сидоров
Олег Алексеевич
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Электроснабжение железнодорожного транспорта», ОмГУПС
Филиппов
Виктор Михайлович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», ОмГУПС.
Ступаков
Сергей Анатольевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Информатика, прикладная математика и механика», ОмГУПС.
36-41
Подвижной состав железных дорог

В работе представлены результаты экспериментального исследования термического цикла многоэлектродной наплавки гребня цельнокатаного колеса и его влияния на структу-рообразование в зоне термического воздействия.
Меликов
Владимир Вадимович
Доктор технических наук, профессор, руководитель научно-исследовательской лаборатории «Материаловедение и сварка», ТашИИТ
Файзибоев
Шерзод Сабирович
Доктор технических наук, профессор, проректор по науке и подготовке научно-педагогических кадров ТашИИТа.
Набиев
Эльман Саядович
Кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Материаловедение и сварка», ТашИИТ.
30-36
Подвижной состав железных дорог

В статье представлены результаты экспериментальных исследований по выявлению рациональных режимов ИК-энергоподвода в технологии капсулирования изоляции обмоток электрических машин (ЭМ) тягового подвижного состава (ТПС). В данной работе опубли-кованы результаты по сравнению эффективности использования различных осциллирующих режимов инфракрасного (ИК) энергоподвода в процессе капсулирования изоляции обмоток ЭМ ТПС на технологической установке при их деповском и заводском ремонте. Объектив-ными факторами при сравнении режимов капсулирования являются такие параметры, как электрическая прочность и цементирующая способность.
Дульский
Евгений Юрьевич
Аспирант, ассистент кафедры «Электроподвижной состав», ИрГУПС
Лыткина
Екатерина Михайловна
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроподвижной состав», ИрГУПС.
Худоногов
Анатолий Михайлович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Электроподвижной состав», ИрГУПС
24-30
Подвижной состав железных дорог

В данной статье приведен анализ отказов механического оборудования магистрального электровоза 2ЭС6 «Синара». Целью работы является анализ основных неисправностей ме-ханической части, причин их возникновения. Исследование проводилось на базе ремонтного локомотивного депо Московка с использованием статистических методов оценки. Данные для анализа взяты из формы первичного учета ТУ-29 «Книга повреждений и неисправно-стей локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава и их оборудования». По резуль-татам исследования на механическое оборудование приходится 8,62 % от всех отказов. Средняя наработка на отказ механической части локомотива L2 составляет 156221км. Анализ отказов механического оборудования показал, что около 50 % всех неисправностей связано с износом поверхности катания колесной пары. Более трети всех отказов связано с односторонним износом гребня бандажа. Одной из причин отказов является нарушение раз-вески электровоза при постройке на заводе-изготовителе и в процессе эксплуатации, ре-монта. Средняя наработка до отказа колесной пары по причине одностороннего износа бандажа L1 = 279874 км. Около 20 % отказов механического оборудования приходится на разрыв вентиляционных патрубков. Анализ показал, что проблема имеет сезонный характер и проявляется в зимнее время года, что связано с конструктивным недостатком вентиля-ционных патрубков. Остальные виды отказов механического оборудования имеют меньшую статистическую значимость. Для сравнения в статье проанализировано распределение ме-ханических неисправностей электровозов ВЛ10. Полученные зависимости могут являться исходной информацией для формирования системы ремонта локомотивов 2ЭС6 «Синара» по техническому состоянию.
Дрягилев
Александр Евгеньевич
Аспирант, инженер-исследователь научно-исследовательской части, ОмГУПС.
18-23
Подвижной состав железных дорог

В статье рассмотрены штатные технологии ультразвукового контроля подступичной части нераспрессованных осей колесных пар вагонов в соответствии с действующими нор-мативными документами РД 07.09-97 и СТО РЖД 1.11.002-2008 и предложены меры по их совершенствованию.
Ахмеджанов
Равиль Абдрахманович
Кандидат технических наук, профессор кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», ОмГУПС.
Макарочкин
Валерий Володарович
Ведущий инженер кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», ОмГУПС
Родченко
Лидия Александровна
Студентка ОмГУПСа
7-18
Подвижной состав железных дорог

Статья рассматривает обеспечение условий труда проводников пассажирских вагонов. В связи с появлением новых полимерсодержащих конструкционных и отделочных материа-лов во внутреннем оборудовании вагона в воздушную среду помещений поступает значи-тельное количество химических веществ, которые могут представлять опасность для про-водников и пассажиров при штатных условиях эксплуатации вагона.
Юдаева
Оксана Сергеевна
Кандидат технических наук, старший научный сотрудник лаборатории «Коммунальная гигиена и эпидемиология», руководитель ИЦ «Экологическая сертификация», ВНИИЖГ Роспотребнадзора.
115-119
Организация производства на транспорте