Название статьи

Новая парадигма кинематики «колесо - рельс»

Журнал: Известия Транссиба №3(19), 2014
Раздел журнала: Подвижной состав железных дорог
Страницы: 24-31
Авторы: Я. А. Новачук
УДК: 625.1
Библиографическое описание статьи
Новачук, Я. А. Новая парадигма кинематики «колесо - рельс» [Текст] / Я. А. Новачук, Д. Н. Никитин, Р. В. Коблов, А. Н. Тепляков // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. – Омск. – 2014. – №3(19). – C. 24 – 31.

Аннотация

Предметом исследований является определение и обоснование математических характеристик движения железнодорожного колеса, адекватно отражающих механизм его взаимодействия с рельсом. Целью работы является адаптация фундаментальных положений циклоидальных кривых, отражающих движение круга, к движению условных точек топологических кругов сечения бандажа железнодорожного колеса, имеющего сложный профиль. Методология работы построена на изучении и систематизации фундаментальных исследований в области геометрии, математики и механики идеализированного движения круга, в основу которого положены математические свойства циклоидальных кривых. Приведена модель движения колеса железнодорожной колесной пары (с неподвижными колесами на оси), в основу которой положены кинематические и механические свойства голономных систем. В соответствии с общими голономными, фундаментальными математическими свойствами системы установлены аналитические зависимости и соотношения кинематических параметров поступательной скорости подвижного состава и скорости взаимодействия колес с рельсами, которые позволяют дополнять методологию тяговых расчетов в России и в других странах. В настоящее время в отечественной практике используют десятки различных формул, в которые включена составляющая линейной скорости движения, а не скорость взаимодействия колес с рельсами с учетом их физических и геометрических параметров. Линейная (поступательная) скорость движения колеса недостаточно точно отражает механизм взаимодействия колес подвижного состава с рельсами. Фундаментальная теория циклоидальных кривых дает возможность обоснованно аналитически нормировать скорость движения подвижного состава различных типов, его проектировщикам и создателям априори формировать конструкционные и технико-экономические характеристики, гарантирующие надежность, долговечность и эффективность работы оборудования экипажной части, снижая риск безопасности движения поездов.

Список используемой литературы

Вериго, М. Ф. Взаимодействие пути и подвижного состава [Текст] / М. Ф. Вериго. - М.: Транспорт, 1986. - 559 с.
Митрохин, А. Н. «Колесо - рельс»: требуется более совершенная теория [Текст] / А. Н. Митрохин // Железнодорожный транспорт / ОАО «Российские железные дороги». - М., 1998. - № 7. - С. 41 - 44.
Klingel, H. Uber den Lauf der Eisenbahnwagen auf geraden Bahn. Organ fur Fortschritte des Eisenbahnwesens / H. Klingel // Neue Folge. XX Band. - Braunschweig, 1983. - № 4. - Р. 113 - 123.
Петров, Н. П. Давление колес на рельсы железных дорог, прочность рельсов и устойчивость пути [Текст] / Н. П. Петров. - Петроград, 1915. - 263 с.
Кинематика, статика, динамика точки [Текст] / Под ред. А. П. Котельникова. - М.-Л.: Оборонгиз, 1939. - 403 с.