• Рус Русский
  • Eng English (UK)

Ежеквартальный журнал, учережденный ОмГУПСом. Св-ва СМИ: ПИ № ФС77-36469 от 03 июня 2009 г., ПИ № ФС77-49218 от 30 марта 2012 г., ПИ № ФС77-66605 от 21 июля 2016 г., ПИ № ФС77-71514 от 01 ноября 2017 г. и ПИ № ФС77-75780 от 23 мая 2019 г. ISSN: 2220-4245. Индекс «Роспечать»: 66087.
Журнал включен в РИНЦ и входит в перечень ВАК.

Известия Транссиба №3(19), 2014

В статье рассматривается расчет влияния параметров топливной аппаратуры дизелей на характер изменения и величину подачи топлива при впрыске. Представлена реализация математической модели процесса топливоподачи, которую необходимо использовать при формировании комплектов перед их установкой на дизель и для расчета параметров деталей, используемых при обкатке топливных насосов высокого давления на стендах с целью приближения условий работы на стенде к реальным условиям работы на дизеле и правильного определения производительности насосов на стенде.
Блинов
Павел Николаевич
Кандидат технических наук, старший научный сотрудник, доцент, декан теплоэнергетического факультета, ОмГУПС.
Блинов
Александр Павлович
Аспирант кафедры «Локомотивы», ОмГУПС.
2-7
Подвижной состав железных дорог

Предлагается метод построения математических моделей механических колебательных систем, включающих в свой состав механизмы с кинематическими парами скольжения. Показано, что введение механизмов может быть интерпретировано как введение в исходную модель дополнительных обратных связей, соответствующих в целом управлению по абсолютному ускорению и по абсолютному отклонению. Основой предлагаемой технологии построения математических моделей являются представления о том, что при наличии механизма или механической цепи иного вида силовые и кинематические возмущения формируют различные структуры динамических взаимодействий. Получены аналитические соотношения, определяющие динамические свойства систем. Рассмотрены особенности динамических свойств, проявляющиеся в различных формах динамических взаимодействий и частотных характеристик.
Елисеев
Сергей Викторович
Доктор технических наук, профессор, директор научно-образовательного центра «Современные технологии, системный анализ и моделирование», ИрГУПС.
Артюнин
Анатолий Иванович
Доктор технических наук, профессор, первый проректор ИрГУПСа.
Каимов
Евгений Витальевич
Младший научный сотрудник научно-образовательного центра «Современные технологии, системный анализ и моделирование», ИрГУПС.
7-17
Подвижной состав железных дорог

В статье представлены результаты экспериментальных исследований по оценке возможности использования тепловых методов контроля герметичности котла железнодорожной цистерны. В данной работе отражены результаты исследования формирования тепловых полей на внешней поверхности резервуара в области сквозного дефекта типа трещина при дросселировании сквозь него газовой среды за счет перепада давления. Полученные термограммы отражают локализацию дефекта с подробным описанием аномалий тепловых полей, зафиксированных тепловизором. Также практически подтверждены опыты, описанные в работах Джоуля и Томсона, по дросселированию газа сквозь местное препятствие.
Кондратенко
Евгений Владимирович
Аспирант кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», ОмГУПС.
18-24
Подвижной состав железных дорог

Предметом исследований является определение и обоснование математических характеристик движения железнодорожного колеса, адекватно отражающих механизм его взаимодействия с рельсом. Целью работы является адаптация фундаментальных положений циклоидальных кривых, отражающих движение круга, к движению условных точек топологических кругов сечения бандажа железнодорожного колеса, имеющего сложный профиль. Методология работы построена на изучении и систематизации фундаментальных исследований в области геометрии, математики и механики идеализированного движения круга, в основу которого положены математические свойства циклоидальных кривых. Приведена модель движения колеса железнодорожной колесной пары (с неподвижными колесами на оси), в основу которой положены кинематические и механические свойства голономных систем. В соответствии с общими голономными, фундаментальными математическими свойствами системы установлены аналитические зависимости и соотношения кинематических параметров поступательной скорости подвижного состава и скорости взаимодействия колес с рельсами, которые позволяют дополнять методологию тяговых расчетов в России и в других странах. В настоящее время в отечественной практике используют десятки различных формул, в которые включена составляющая линейной скорости движения, а не скорость взаимодействия колес с рельсами с учетом их физических и геометрических параметров. Линейная (поступательная) скорость движения колеса недостаточно точно отражает механизм взаимодействия колес подвижного состава с рельсами. Фундаментальная теория циклоидальных кривых дает возможность обоснованно аналитически нормировать скорость движения подвижного состава различных типов, его проектировщикам и создателям априори формировать конструкционные и технико-экономические характеристики, гарантирующие надежность, долговечность и эффективность работы оборудования экипажной части, снижая риск безопасности движения поездов.
Новачук
Ярослав Антонович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Локомотивы», ДВГУПС.
Никитин
Дмитрий Николаевич
Старший преподаватель кафедры «Локомотивы», ДВГУПС.
Коблов
Роман Викторович
Старший преподаватель кафедры «Локомотивы», ДВГУПС.
Тепляков
Алексей Николаевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Локомотивы», ДВГУПС.
24-31
Подвижной состав железных дорог

Процесс эксплуатации тепловозного дизеля связан с постепенным износом деталей цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма. Периодическая безразборная оценка степени изношенности деталей этих групп возможна при применении метода, основанного на анализе контроля текущих значений концентрации продуктов износа. Одной из основных задач при реализации этого метода является задача оценки количества металла, изношенного с контролируемых деталей, по результатам анализа текущих значений концентрации продуктов износа. В статье приведены методика расчета и результаты моделирования работы системы очистки моторного масла дизеля типа Д49.
Овчаренко
Сергей Михайлович
Доктор технических наук, заведующий кафедрой «Локомотивы», ректор ОмГУПСа.
Минаков
Виталий Анатольевич
Аспирант кафедры «Локомотивы», ОмГУПС.
31-36
Подвижной состав железных дорог

Основным направлением снижения эксплуатационных расходов на тягу поездов является уменьшение затрат на топливно-энергетические ресурсы, снижение ремонтных расходов за счет повышения показателей эксплуатационной надежности энергетических установок дизельного подвижного состава. Очевидно, что решение этих проблем в настоящее время, когда эксплуатационная экономичность дизелей и их надежность находятся на пределе для сложившихся условий эксплуатации и производства дизельных локомотивов, возможно за счет применения альтернативных видов топлива, использование которых позволит повысить как надежность дизельного подвижного состава, так и его экономичность в условиях эксплуатации. Одним из таких альтернативных видов топлива может быть либо природный газ, либо бытовой нефтяной газ, т. е. смесь бутана и пропана в различных соотношениях. В настоящей статье на базе математических моделей показана возможная экологическая и экономическая эффективность использования смесевых видов топлива на примере тепловозного дизеля 2А-5Д49.
Сковородников
Евгений Иванович
Доктор технических наук, профессор кафедры «Локомотивы», ОмГУПС.
Анисимов
Александр Сергеевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Локомотивы», ОмГУПС.
Гришина
Юлия Борисовна
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности и экология», ОмГУПС.
36-44
Подвижной состав железных дорог

В статье приведены результаты термографических исследований процесса нагревания деталей коллекторно-щеточного узла (КЩУ) электрических машин постоянного тока. Обоснованы диагностические параметры для оценки технического состояния КЩУ ТЭД: отношение изменения превышения температуры во времени и в пространстве.
Харламов
Виктор Васильевич
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.
Шкодун
Павел Константинович
Кандидат технических наук, профессор кафедры «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.
Долгова
Анна Владимировна
Доцент кафедры «Информатика, прикладная математика и механика», ОмГУПС.
Хлопцов
Андрей Сергеевич
Аспирант кафедры «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.
44-50
Подвижной состав железных дорог

В статье предлагается изменение алгоритма работы плеч выпрямительно-инверторного преобразователя электровоза ВЛ85 с целью индивидуального регулирования напряжения на тяговых двигателях при сохранении единой централизованной системы управления всеми преобразователями электровоза. Предложенные решения могут быть применены для ликвидации начавшегося боксования колесных пар локомотива без снижения силы тяги небоксующих колесных пар.
Бакланов
Александр Алексеевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Подвижной состав электрических железных дорог», ОмГУПС.
Есин
Николай Васильевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Подвижной состав электрических железных дорог», ОмГУПС.
Гателюк
Олег Владимирович
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Высшая математика», ОмГУПС.
50-54
Транспортная энергетика

Совершенствование методов электрических расчетов в общем случае направлено на повышение точности получаемых результатов. Одним из направлений совершенствования методов расчета является учет в расчетах различных факторов, оказывающих влияние на точность расчета параметров системы тягового электроснабжения. В настоящей статье рассмотрен подход, направленный на совершенствование метода электрического расчета в части повышения точности путем изменения алгоритма расчета и учета ряда дополнительных факторов.
Вильгельм
Александр Сергеевич
Кандидат технических наук, инженер-исследователь научно-производственной лаборатории «Энергосберегающие технологии и электромагнитная совместимость», ОмГУПС.
Комяков
Александр Анатольевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Теоретическая электротехника», ОмГУПС.
Незевак
Владислав Леонидович
Кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-производственной лаборатории «Энергосберегающие технологии и электромагнитная совмес-тимость», ОмГУПС.
54-65
Транспортная энергетика

Рассмотрены вопросы применения технологий интеллектуальных сетей (smart grid) для управления ка-чеством электроэнергии в системах электроснабжения железных дорог переменного тока. Описана структура интеллектуальной системы тягового электроснабжения. Дана классификация технических средств управления режимами системы тягового электроснабжения и качеством электроэнергии. Предложен алгоритм моделирования режимов интеллектуальных электроэнергетических систем, питающих электротяговые нагрузки, отличающийся тем, что в его основу положено совместное использование имитационных и динамических моделей активных элементов smart grid. Результаты моделирования подтверждают применимость разработанных методов для решения задач управления качеством электроэнергии.
Закарюкин
Василий Пантелеймонович
Доктор технических наук, профессор, ИрГУПС.
Крюков
Андрей Васильевич
Доктор технических наук, профессор, академик Российской академии транспорта, член-корреспондент АН ВШ РФ, заслуженный энергетик РБ, ИрГУПС.
Черепанов
Александр Валерьевич
Аспирант, ИрГУПС.
65-75
Транспортная энергетика

В статье рассмотрен способ управления графиками электрических нагрузок железнодорожных потребителей с использованием накопителей энергии. Рассмотрены различные типы накопителей энергии, используемые на железнодорожном транспорте. Выполнена постановка оптимизационной задачи, выбраны критерии и метод для ее решения. В качестве оптимизационного метода использован метод Хука - Дживса. Предложен способ для определения оптимальных параметров и оптимального закона управления зарядом и разрядом стационарного накопителя энергии. Приведены критерии и расчетные выражения, которые могут быть использованы при проектировании и технико-экономическом обосновании эффективности внедрения стационарного накопителя энергии для управления графиками нагрузок железнодорожных потребителей. Предложено математическое выражение для определения энергоемкости накопителя по известному закону изменения его мощности. Приведены результаты решения оптимизационной задачи для двух критериев - минимума потерь активной мощности и минимума приведенных затрат, выполнено сравнение результатов. Для количественной оценки изменения графика электрических нагрузок использованы коэффициенты формы и максимума. Указано на возможность управления графиком реактивной мощности в электрической сети переменного тока с использованием полупроводниковых преобразователей и накопителя энергии. Рассмотрен вариант по использованию литий-титанатного химического источника тока в качестве накопителя энергии для железнодорожных потребителей. В результате оптимального управления графиками электрических нагрузок будет получен технический и экономический эффект.
Москалев
Юрий Владимирович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электрические машины и общая электротехника», ОмГУПС.
75-81
Транспортная энергетика

Однофазный трансформатор с дополнительным выводом (отпайкой) в средней точке вторичной обмотки является весьма распространенным элементом в составе различных электрических схем, в том числе на борту электроподвижного состава. Типовым случаем является питание от такого трансформатора двухполупериодной нулевой схемы выпрямления. Целью работы является подробное описание разработанной автором компьютерной модели упомянутого трансформатора, построенной на основе сочетания схемотехнического и операционного принципов составления. Предложенная модель может быть использована также для анализа процессов в однофазном двухобмоточном трансформаторе без отпайки с учетом возможных групп соединения I/I-6 или I/I-0. Группа соединения может быть учтена индивидуально для каждой половины вторичной обмотки при использовании отпайки. Показан пример встраивания модели трансформатора в более сложную компьютерную модель системы стабилизации тока возбуждения тяговых электродвигателей электровоза постоянного тока, в состав которой входит компьютерная модель насыщающегося дросселя, тиристорного выпрямителя, системы импульсно-фазового управления выпрямителем и замкнутой системы автоматического управления с пропорционально-интегральным регулятором тока и форсирующей нелинейностью. Полученные в ходе моделирования графики тока возбуждения в обмотке возбуждения коллекторного тягового электродвигателя и его реактивной составляющей показывают, что рассмотренная система стабилизации тока и ее компьютерная модель работоспособны и успешно выполняют возложенные на них функции: при спаде тока якоря ток возбуждения поддерживается за счет увеличения тока подпитки от выпрямителя управления возбуждением. Констатируются корректная работа и удобство использования разработанной компьютерной модели однофазного трансформатора с дополнительным выводом (отпайкой) в средней точке вторичной обмотки.
Пустоветов
Михаил Юрьевич
Кандидат технических наук, доцент, директор НИИЦа «Криотрансэнерго», РГУПС.
81-87
Транспортная энергетика

Наличие постоянно меняющейся электротяговой нагрузки, распределенной не только по времени, но и в пространстве приводит к сложности детального мониторинга энергетической эффективности организации движения поездов ОАО «РЖД». Поэтому одной из первоочередных задач энергетической стратегии ОАО «РЖД» является внедрение инновационных технических средств и технологий. В работе рассмотрены основные положения и некоторые функциональные возможности создаваемого автоматизированного информационно-измерительного комплекса учета электрической энергии на электроподвижном составе.
Черемисин
Василий Титович
Доктор технических наук, профессор, директор НИИ энергосбережения на железнодорожном транспорте, зав. кафедрой «Подвижной состав электрических железных дорог», ОмГУПС.
Пашков
Денис Владимирович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Теоретическая электротехника», ОмГУПС.
Ушаков
Сергей Юрьевич
Кандидат технических наук, старший научный сотрудник НИЧ, ОмГУПС.
87-91
Транспортная энергетика

В статье авторы проводят анализ информационной безопасности современной технологии беспроводного взаимодействия компьютерных сетей Wi-Fi. Проведен анализ международных провайдеров и статистики нарушений для нескольких основных стандартов безопасности и сделаны выводы по безопасности сетей Wi-Fi. Даны основные рекомендации развертывания Wi-Fi-сетей для объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Морозов
Антон Валерьевич
Аспирант кафедры «Автоматика и системы управления», ОмГУПС.
Шахов
Владимир Григорьевич
Кандидат технических наук, профессор кафедры «Автоматика и системы управления», ОмГУПС.
92-96
Информационные технологии, автоматика, связь, телекоммуникации

В статье решается задача оптимального подбора объектов подвижного состава внутри групп по критерию минимума суммы квадратов отклонений текущих значений заданного показателя от оценки его математического ожидания для объектов группы. Решение задачи получено на основе методов, базирующихся на идеях целочисленного программирования, использующих булевы переменные и понятия тесноты связи между объектами и между группами объектов.
Белов
Александр Анатольевич
Кандидат технических наук, начальник кафедры «Эксплуатация ракетных комплексов».
Ларин
Андрей Николаевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Экономика транспорта, логистика и управление качеством», ОмГУПС.
96-104
Управление перевозочными процессами и безопасность движения поездов

В статье рассматриваются вопросы определения координаты подвижного состава на участке железнодорожного пути. Предложено и обосновано применение математического аппарата конформных отображений. Показаны результаты экспериментальных исследований.
Лунев
Сергей Александрович
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Автоматика и телемеханика», первый проректор, проректор по учебной работе, ОмГУПС.
Сероштанов
Сергей Сергеевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Автоматика и телемеханика», ОмГУПС.
Соколов
Максим Михайлович
Кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры «Автоматика и телемеханика», ОмГУПС.
104-109
Управление перевозочными процессами и безопасность движения поездов

Размещение и крепление грузов при их перевозке назначением на станции железных дорог Российской Федерации производятся согласно положениям Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах ЦМ-943 (ТУ) [1]. Требования отдельных пунктов ТУ влияют не только на безопасность движения поездов, но и на стоимость перевозки и, как следствие, - на прибыль ОАО «РЖД».
Псеровская
Елена Дмитриевна
Кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой «Логистика, коммерческая работа и подвижной состав», СГУПС.
Хорунжин
Сергей Юрьевич
Инженер ОАО «РЖД».
109-114
Управление перевозочными процессами и безопасность движения поездов

Приоритетным направлением экономического развития Дальнего Востока является его ориентация на связи со странами АТР. Через регион проходят крупнейшие железнодорожные магистрали - Транссибирская и Байкало-Амурская, имеющие выход к дальневосточным портам, что способствует росту объемов внешнеторговых операций и увеличению транзитного грузопотока в регионе. Расширение транспортно-экономических связей нашей страны на Дальнем Востоке, реализация ряда программ добывающей отрасли в зоне БАМа, осуществление проектов по развитию морских портов Дальнего Востока приведет к возникновению повышенных нагрузок на железнодорожную инфраструктуру региона. Важную роль в процессе перевозок играют технические станции, на которых обрабатывается весь транзитный поездопоток, поэтому на современном этапе актуальным является выбор рационального варианта развития технических станций с учетом экологических факторов.
Червотенко
Елена Эдуардовна
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Технология транспортных процессов и логистика», член-корреспондент Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ).
Калинина
Анна Робертовна
Старший преподаватель кафедры «Технология транспортных процессов и логистика», ДВГУПС.
114-119
Управление перевозочными процессами и безопасность движения поездов

В статье предложена методология прогнозирования объемов перевозочной работы на железнодорожном транспорте на основе построения временных трендов.
Сидорова
Елена Анатольевна
Доктор технических наук, доцент, заведующая кафедрой «Информатика, прикладная математика и механика», ОмГУПС.
Давыдов
Алексей Игоревич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Информатика, прикладная математика и механика», ОмГУПС.
Вялкова
Светлана Олеговна
Аспирант кафедры «Информатика, прикладная математика и механика», ОмГУПС.
119-126
Организация производства на транспорте